|
|
|
|
|
БЕЛЛИНИ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
I
Беллини (Bellini)
Винченцо (3.11.1801, Катания, Сицилия, — 23.9.1835, Пюто, близ Парижа), итальянский композитор. Происходил из семьи музыкантов (отец — дирижёр, дед — органист и композитор). Учился в Неаполитанской консерватории. Написал 11 опер, из которых большим успехом пользовались «Капулетти и Монтекки» (1830, театр «Фениче», Венеция), «Сомнамбула» (1831, театр «Каркано», Милан), «Пуритане» (1835, «Театр Итальен», Париж). Наиболее значительное произведение — опера «Норма» (1831, театр «Ла Скала», Милан). Постановки опер Б. часто сопровождались патриотическими демонстрациями: в условиях роста национально-освободительного движения в Италии зрители находили в его операх актуальное политическое содержание. Б. — крупнейший мастер итальянского стиля Бельканто. Основу его музыки составляет яркая вокальная мелодика, гибкая, пластичная, отличающаяся непрерывностью развития. На произведениях Б. совершенствовали своё искусство выдающиеся итальянские певцы.
Лит.: Серов А., Беллини, его деятельность и значение, «Пантеон», 1854, № 5; Конен В., История зарубежной музыки, 2 изд., в. 3, М., 1965, с. 372—75; Pougin A., Bellini, sa vie et sesoeuvres, P., 1868; Pizzetti J., Vincento Bellini, 2 ed., Mil., 1936.
В. Беллини.
II
Беллини (Bellini)
семья итальянских живописцев — основоположников искусства Возрождения в Венеции. Живопись главы семьи Якопо Б. (около 1400 — 1470/71) при мягкой лиричности образов во многом сохраняет связь с готическими традициями («Мадонна с младенцем», 1448, Пинакотека Брера, Милан). В полных живых наблюдений рисунках Якопо Б. (зарисовки античных памятников, архитектурной фантазии, многофигурные сцены в альбомах рисунков — Британский музей, Лондон, и Лувр, Париж) отражаются интерес к проблеме перспективы, влияние Андреа Мантеньи (См. Мантенья) и Паоло Уччелло. С Джентиле Б. (около 1429 — похоронен 23.2.1507), сыном Якопо Б., связано зарождение венецианской жанрово-исторической картины. Его монументальные многофигурные композиции с несколько сухим тщательным рисунком и светлым праздничным колоритом увлеченно повествуют об уличной жизни Венеции («Процессия на площади Сан-Марко», 1496, «Чудо святого креста», 1500,—в Галлереи Академии, Венеция). В своих портретах Джентиле Б. педантически точно воспроизводит облик модели. Крупнейшим венецианским мастером кватроченто был второй сын Якопо — Джованни Б. (около 1430—29.11.1516), творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Б., отражающие влияние Мантеньи («Оплакивание Христа», около 1470, Пинакотека Брера, Милан), сменяются к концу 1470-х гг. под воздействием Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина гармонически ясными, жизнеутверждающими произведениями, в которых величавым человеческим образам созвучен широкий одухотворённый пейзаж («Преображение», 1480—85, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь; «Аллегория», так называемая «Озёрная мадонна», 1490-е гг., Галерея Уффици, Флоренция; «Пиршество богов», 1514, Национальная галерея, Вашингтон). В этих работах мягкая гармония звучных, словно пропитанных солнцем, насыщенных цветов и тонкость светотеневых градаций создают ощущение воздушной среды. Многочисленным «мадоннам» Джованни Б. («Мадонна с деревцами», 1487, Галерея Академии, Венеция; «Мадонна», 1488, Академия Каррара, Бергамо) присущи то ясная, спокойная торжественность, то лирически-интимная созерцательность. В творчестве Джованни Б. сформировались классически упорядоченная ренессансная композиция алтарной картины («Мадонна на троне в окружении святых»1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) и полный интереса к яркой человеческой личности гуманистический портрет (портрет дожа Л. Лоредана, около 1502, Национальная галерея, Лондон), Из достижений Джованни Б. исходили в своём творчестве его ученики — Джорджоне и Тициан.
Лит.: Гращенков В. Н., Портреты Джованни Беллини, в сборнике: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963: Gronau G., Die Kunstlerfamilie Bellini, Bielefeld—Lpz., 1909: Pallucchini R., Giovanni Bellini, Mil.,1959; Bottari S., Tutta la pittura di Giovanni Bellini, v. 1—2, Mil., 1963.
Якопо Беллини. «Мадонна с младенцем». Галерея Академии. Венеция.
Джентиле Беллини. «Чудо святого креста» (деталь). 1500. Галерея Академии. Венеция.
Джованни Беллини. «Аллегория» (т. н. «Озёрная мадонна»), 1490-е гг. Галерея Уффици. Флоренция.
Джованни Беллини. «Мадонна с деревцами». 1487. Галерея Академии. Венеция.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(Bellini),
семья итальянских живописцев, работавших в Венеции между 1420 и 1516 и
прошедших в своем творчестве путь от позднеготического стиля, с его
линеарной декоративностью, к новой ренессансной манере.
Якопо Беллини (Jacopo Bellini) (ок. 1400-1470), ведущий представитель
венецианской школы живописи первой половины 15 в.; ученик Джентиле да
Фабриано, мастера, работавшего в стиле "интернациональной" готики. В 1420-
е годы вместе со своим учителем Якопо работал во Флоренции. Это было время
зарождения в творчестве Донателло, Гиберти, Мазаччо, Брунеллески и др.
нового ренессансного стиля. Произведения монументальной живописи,
созданные Якопо Беллини, не сохранились, но его станковые работы
свидетельствуют, что художник соединял в своей живописи элементы
готического и нового ренессансного стиля: декоративность, обилие деталей,
изысканность и вычурность поздней готики и интерес к реалистическому
изображению предметов в пространстве, характерный для эпохи Возрождения.
Увлечение проблемами зрительного восприятия заметно в рисунках из двух
альбомов, хранящихся в Лувре и Британском музее, назначение и датировка
которых (возможно, 1440-1450) остаются спорными. В них содержится
множество зарисовок самых разных сцен - мифологических, библейских и
фантастических. Чувствуется интерес мастера к археологии, проблемам
перспективы и другим способам организации изображения. Большинство
рисунков, очевидно, являются законченными произведениями, тем более что ни
одна из известных картин художника непосредственно с ними не связана.
Среди рисунков впервые появляются сюжеты особого, характерного именно для
венецианцев жанра: сцены из праздничной и повседневной жизни города. Этот
жанр успешно нашел свое продолжение в творчестве сыновей Якопо, Джентиле и
Джованни Беллини, а также целого ряда других мастеров в последующие годы.
@БЕЛЛИНИ Джентиле
(Gentile Bellini)
(ок. 1429-1507). Наследие этого мастера представляет собой красочные,
подробные и документально точные виды Венеции в моменты наиболее важных
событий из истории города. Его первые произведения - начатые в 1474
большие холсты для украшения Дворца дожей - сгорели во время пожара 1577.
Однако об этой живописи можно составить представление по другим картинам,
написанным Джентиле для скуол - венецианских религиозных братств, например
по композиции Процессия на площади св. Марка (Венеция, галерея Академии),
входящей в цикл полотен, созданных им в 1496 вместе с другими художниками
для братства св. Иоанна Евангелиста. И вид празднества на площади св.
Марка, представленного на картине, и облик Венеции, ее архитектуры,
костюмов ее жителей призваны увековечить чудо - исцеление от частицы
Святого Креста, перенесение которой сопровождает торжественная процессия.
Венеция имела тесные связи с Ближним Востоком; в 1479-1480 Джентиле
Беллини в качестве художника и военного советника служил при дворе султана
в Константинополе. Результатом этой поездки стали картины, в которых он
пытался сочетать достижения итальянского Ренессанса с плоскостностью и
декоративностью восточного искусства, например Портрет султана Мехмеда II
(ок. 1480, Лондон, Национальная галерея). Вскоре художник возвратился в
Венецию и продолжал писать жанрово-исторические виды родного города. После
смерти Джентиле в 1507 Джованни Беллини закончил незавершенные работы
старшего брата.
"Чудо Святого Креста". 1500. Фрагмент. Галерея Академии, Венеция.
@
@БЕЛЛИНИ Джованни
(Giovanni Bellini)
(ок. 1430-1516), младший брат Джентиле, прозванный Джамбеллино
(Giambellino), выдающийся художник эпохи Возрождения, основоположник новой
живописной традиции, в которой главная роль отводится колориту и свету.
Несмотря на громкую славу художника, о его жизни известно очень мало.
Немногие его картины датированы, а то, что он часто прибегал к помощи
учеников, затрудняет атрибуцию произведений. Решающую роль в творческом
формировании Джованни Беллини сыграло влияние его отца, а также
художественной среды Падуи 1440-х годов, где в то время работал Якопо, и
особенно флорентийского скульптора Донателло. Из искусства Донателло и
Андреа Мантеньи (последний был почти ровесником Джованни Беллини, а в 1453
женился на его сестре) художник почерпнул жесткость и линеарность своего
раннего стиля, интерес к линейной перспективе и археологии.
Этот строгий стиль отличает работы падуанского периода творчества Джованни
Беллини; его характерным примером может служить картина Мадонна,
поклоняющаяся Младенцу Христу (ок. 1455, Нью-Йорк, Метрополитен). Она
является одним из первых в ряду многочисленных произведений живописца на
этот сюжет. Богоматерь молится своему спящему Сыну. Парапет, на который
помещен Младенец, символизирует престол и гроб, т.е. будущую крестную
жертву Христа. В этот период творчества живописная манера Джованни Беллини
была близка к стилю Андреа Мантеньи, с его подчеркнутой скульптурностью
форм и отсутствием интереса к передаче нюансов фактуры.
Облик персонажей приобретает трагическую напряженность в картине
Оплакивание Христа (ок. 1470, Милан, галерея Брера). Три фигуры,
помещенные за парапетом, изображены так, словно они находятся очень близко
к поверхности картины; их мертвенно-бледные лица и приглушенные цвета
драпировок почти монохромны. Свинцовое небо служит фоном для застывших в
глубокой скорби фигур. Выражения лиц и жесты персонажей многозначны.
Образная сила картины заключается в недосказанности - прием, характерный
для Джованни Беллини.
Примерно в одно и то же время Беллини и Мантенья написали картины Моление
о чаше (видимо, в начале 1460-х годов; обе - в Национальной галерее в
Лондоне). В основе произведений обоих авторов лежит рисунок из альбома
Якопо Беллини. Полотна настолько похожи, что возникает вопрос: не было ли
между их авторами своего рода художественного соревнования? В обеих
композициях молящийся перед взятием под стражу Христос изображен на фоне
пейзажа. Кажется, что в картине Мантеньи отсутствует воздух; все
поверхности жесткие, а изгибы форм напоминают натянутые металлические
струны. Сонм ангелов, держащих в руках орудия страстей, парит на абсолютно
осязаемом облаке. В работе Джованни Беллини все контуры смягчены теплым
сиянием зари. Вместо тяжеловесного сонма ангелов у него присутствует
только один - маленькая полупрозрачная фигурка; восходящее солнце является
одновременно нимбом Христа.
Около 1480 Беллини написал большую картину Св. Франциск (Нью-Йорк,
собрание Фрик). Святой изображен перед пещерой; рядом расстилается мирный
безмятежный пейзаж с буколическими сценами перед окруженным стенами
городом. Слева залитое светом лавровое дерево словно склоняется к св.
Франциску. Главный персонаж картины находится внутри пейзажа, а не на его
фоне; природа является здесь свидетельством тайны Божественного Творения.
В 1475-1476 Венецию посетил Антонелло да Мессина, соединивший в своем
творчестве последние достижения итальянской и северной живописи.
Считается, что он оказал решающее воздействие на Джованни Беллини; под его
влиянием мастер обратился к технике масляной живописи, обладающей гораздо
большими возможностями в передаче цвета и света. Однако интерес Беллини к
колористическим и световым эффектам мог возникнуть и раньше под влиянием
Пьеро делла Франческа и других мастеров. К еще более раннему времени
относятся его эксперименты со смешанной темперно-масляной техникой.
Остается непонятным, каково хронологическое соотношение двух алтарных
образов нового типа sacra conversazione (святое собеседование -
композиция, в центре которой изображается Богоматерь с Младенцем, а по
сторонам святые), один из которых написан Джованни Беллини для церкви Сан
Джоббе, другой - Антонелло да Мессина для церкви Сан Кассиано (сохранился
частично).
Трудно сказать, кто из двух художников создал алтарный образ этого типа
первым; в дальнейшем композиции типа sacra conversazione заняли
центральное место в творчестве Джованни Беллини. Алтарь Сан Джоббе
(Венеция, галерея Академии) из одноименной церкви в Венеции датируется
концом 1470-х годов. Мадонна с Младенцем восседает на троне, помещенном в
апсиде церкви; по сторонам от нее стоят шестеро святых, среди которых
выделяются полуобнаженные фигуры св. Иова и св. Себастьяна, защитников от
чумы. У подножия трона три ангела играют на музыкальных инструментах;
святые погружены в молитву и благочестивое размышление. Сцена дана в
легком ракурсе снизу вверх. Пространство картины иллюзорно продолжает
реальное пространство интерьера - эффект, производимый иллюзионистически
написанной архитектурой фона, в которой повторяются мотивы орнамента
резного каменного обрамления образа, сохранившегося до сих пор в самой
церкви. В картине не происходит никакого действия; ее очарование - в
теплом, мягком свете, который связывает и объединяет все части
произведения в неразрывное целое, в некое духовное пространство.
В 1488 Беллини написал маленький триптих sacra conversazione для
францисканской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. За богато
украшенной архитектурной позолоченной рамой изображены апсида и два
примыкающих к ней помещения. Богоматерь восседает на высоком троне перед
выложенной мозаикой апсидой; у подножия трона два музицирующих ангела, по
сторонам двое святых. В картине господствует созерцательное настроение.
Это - одна из первых работ Беллини, написанная только маслом.
Алтарь Сан Дзаккария в одноименной церкви в Венеции датируется 1505 и
является одной из лучших работ Беллини в этом жанре. Фигуры святых,
обращенные лицом к зрителю, помещены в широком, свободном пространстве;
мягкий свет, падающий из левого верхнего угла, объединяет интерьер и
видимый с двух сторон пейзаж. Сфумато (легкая дымка) окутывает все
поверхности, оттеняя бородатые лица святых; эти два крайних образа кажутся
весомыми и спокойными по контрасту с более стройными фигурами юных святых
жен, взгляды которых обращены к Богоматери с Младенцем. Только звуки
ангельской музыки нарушают тишину этого мира, где "жизнь понимается как
своего рода вслушивание", как сказал знаменитый художественный критик 19
в. Уолтер Патер о картине ученика Беллини - Джорджоне.
Наряду с большими алтарными композициями, предназначенными для украшения
церквей, Джованни Беллини начиная с 1450-х годов писал образы Богоматери с
Младенцем по частным заказам. В картине Мадонна на лугу (1505, Лондон,
Национальная галерея) поза и смертельная бледность спящего Младенца
напоминают иконографию композиции Оплакивание, в которой Богоматерь держит
на коленях мертвого Христа. Совершенный и упорядоченный мир залит ясным
осенним светом. Неизменность и внутреннее равновесие этого мира
подчеркивается композицией фигур Богоматери и Младенца. Пейзаж строится
уходящими к дальнему плану параллельными горизонтальными полосами.
Уравновешенность композиции предвосхищает картины Никола Пуссена или,
скорее, Клода Лоррена, у которого конструктивная логика построения
пространства смягчается сияющим светом.
На протяжении всего своего творчества Джованни Беллини писал портреты. Как
правило, это изображения молодых людей. В целом портреты Беллини можно
назвать скорее исследованием строения лица изображаемого, чем изучением
его психологии, что вполне соответствовало вкусам венецианских патрициев:
слишком ярко выраженная индивидуальность казалась им неподходящей для
человека, находящегося на государственной службе. Нетипичный для Беллини
пример работы в этом жанре - Портрет дожа Леонардо Лоредано (ок. 1501,
Лондон, Национальная галерея). Дож изображен погрудно, за низким
парапетом; его лицо словно втиснуто в узкие рамки вышитой шапочки и
накидки. Однако благодаря теплым тонам оно кажется почти живым. Парапет
закрывает руки Леонардо Лоредано и словно исключает возможность прямого
контакта между моделью и зрителем.
Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. От отца и
шурина он унаследовал интерес к литературе и изобразительному искусству
античности, о чем свидетельствуют вышедшие из его мастерской картины на
аллегорические сюжеты и изображения эпизодов из римской истории. Одна из
последних и самых знаменитых работ художника - Пир богов (1514, Вашингтон,
Национальная галерея). Это первое из полотен на мифологический сюжет,
созданных по заказу Альфонсо д'Эсте для алебастрового кабинета в его замке
в Ферраре. Сюжет картины восходит к Метаморфозам Овидия. Олимпийцы пируют
среди буйной растительности (пейзаж был переписан Тицианом после смерти
Беллини). Восьмидесятилетний художник, написавший за свою жизнь огромное
количество картин на религиозные темы, знал путь и в классический мир
чувственных наслаждений, столь блистательно воспетый двумя его знаменитыми
учениками - Джорджоне и Тицианом.
"Моление о чаше". Ок. 1465.
Национальная галерея. Лондон.
"Святой Франциск в экстазе"
Ок. 1485, Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
"Триптих деи Фрари". 1488. Венеция.
Церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари.
"Дож Агостино Барариго перед Мадонной". 1488.
Мурано. Церковь Сан Пьетро Мартире.
Алтарный образ из церкви Сан Джоббе. 1485-90.
Венеция. Академия.
"Коронование богоматери". Ок. 1475-80.
Пинакотека. Пезаро.
@
ЛИТЕРАТУРА
Гращенков В.Н. Портреты Джованни Беллини. - В кн.: От эпохи Возрождения к
20 в. М., 1963
Лазарев В.Н. Джованни Беллини. - В кн.: Старые итальянские мастера. М.,
1972 |
Современная Энциклопедия |
БЕЛЛИНИ (Bellini) Винченцо (1801 - 35), итальянский композитор. 11 опер Беллини - эпоха в итальянском романтическом музыкальном театре и искусстве бельканто. Мелодическая пластика и филигранная отточенность вокальных партий свойственны его лучшим лирическим операм "Сомнамбула", "Норма" (1831), а также "Пуритане" (1835, с чертами большой оперы).
БЕЛЛИНИ, семья итальянских живописцев венецианской школы: Якопо (около 1400 - 70), работал в готической условной манере. Его сыновья: Джентиле (около 1429 - 1507), в портретах и многофигурных композициях запечатлели жизнь Венеции ("Процессия на площади Сан-Марко", 1496); Джованни (около 1430 - 1516), создал классически ясные картины на религиозные и мифологические темы, тонкие по колориту, с поэтическими пейзажными мотивами ("Мадонна на троне в окружении святых", 1505), портреты ("Дож Ларедан", 1502). |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: БЕЛЛИНИ
будет выглядеть так: Что такое БЕЛЛИНИ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|