Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДМИТРИЕВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Дмитриев
        Александр Иванович [2(14).10.1878, Петербург, — 2.12.1959, Ленинград], советский архитектор и инженер. Академик архитектуры (1912). Окончил Институт гражданских инженеров (1900) и архитектурное отделение АХ (1903) в Петербурге. Преподавал в Институте гражданских инженеров (Ленинградском инженерно-строительном институте; 1904—1959). Основные работы: здание Нахимовского училища в Ленинграде (бывший Училищный дом им. Петра I; 1908—12), верфи в Таллине (1913—17); дом управления Южной железной дорогой (1908—10), Дом кооперации (1927—30, совместно с О. Р. Мунцем), Дворец рабочего (ж.-д. клуб; 1931—32) — в Харькове; проекты типовых зданий для районов многолетней мерзлоты (с 1948).
         Лит.: Памяти зодчего А. И. Дмитриева, «Строительство и архитектура Ленинграда», 1960, №2.
        А. И. Дмитриев. Нахимовское училище (б. Училищный дом им. Петра I) в Ленинграде. 1908—12.
II
Дмитриев
        Владимир Владимирович [31.7(13.8).1900, Москва, — 6.5.1948, там же], советский театральный художник и живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Учился в Петроградских свободных художественных мастерских (1918—21) у К. С. Петрова-Водкина. Среди работ Д.: «Егор Булычов и другие» Горького (1932) — в Театре им. Е. Вахтангова в Москве; «Анна Каренина» по Толстому (1937), «Три сестры» Чехова (1940), «Последняя жертва» А. Н. Островского (1944; Государственная премия СССР, 1946) — во МХАТе (где в 1941—1948 Д. — главный художник); «Пиковая дама» Чайковского (1931, 1944), «Вражья сила» Серова и «Проданная невеста» Сметаны (обе постановки — 1948; Государственная премия СССР, 1948, 1949) — в Большом театре в Москве; «Орлеанская дева» Чайковского (1945; Государственная премия СССР, 1946) — в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Д. было присуще глубокое проникновение в дух эпохи, умение тонкой, порой почти станковой живописностью декораций создать психологическую атмосферу спектакля. Награждён орденом «Знак Почёта» и медалями.
         Лит.: Костина Е. М., Дмитриев, М., 1957.
        В. В. Дмитриев. «Вражья сила». Опера А. Н. Серова. 3-е действие. 1948. Большой театр СССР. Москва.
III
Дмитриев
        Владимир Карпович [24.11(6.12).1868, Смоленская губерния, — 30.9.1913, Гатчина], русский экономист-математик и статистик. Примыкал к математической школе в буржуазной политэкономии. После окончания юридического факультета Московского университета (1896) работал в Бюро акцизов. Д. пытался примирить теорию стоимости с теорией предельной полезности. Используя линейные уравнения, одним из первых дал способ выражения полных затрат труда, впервые ввёл так называемые технологические коэффициенты. Д. преувеличивал значение психологических факторов, пытаясь синтезировать идеи классической и психологической политэкономии. [Заслуги Д. в развитии экономико-математических исследований некоторыми буржуазными учёными (Вл. Борткевич, Р. Орженцкий, а также А. Ноув) сильно переоценены.]
         Соч.: Экономические очерки, М., 1904; Критические исследования о потреблении алкоголя в России, М., 1911.
         Лит.: История русской экономической мысли, т. 3, ч. 1, М., 1966.
IV
Дмитриев
        Иван Иванович [10(21).9.1760, с. Богородское Казанской (позднее Симбирской) губернии, — 3(15).10.1837, Москва], русский поэт. Родился в семье помещика. В 1796—1814 занимал посты обер-прокурора Сената, министра юстиции и др. Выступил в печати в 1777. Поэзия Д. — типичный образец русского дворянского Сентиментализма. Как сатирик Д. разрабатывал светские и нравоучительные темы (шутливо-сатирические сказки «Модная жена», 1792; «Причудница», 1794). Сатира «Чужой толк», высмеивавшая риторическую оду, стала одним из программных произведений карамзинистов. Многочисленные басни Д. поэтичны и изящны. Переложены на музыку песни Д. («Стонет сизый голубочек» и др.). Драматическая поэма «Ермак» (1794) — первый в русской поэзии опыт романтической трактовки национально-исторического сюжета. Автор записок «Взгляд на мою жизнь» (опубликованы 1866).
         Соч. в кн.: Карамзин Н. и Дмитриев И., Избр. стихотворения. Вступ. ст., прим. А. Я. Кучерова, Л., 1953.
         Лит.: История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М.—Л., 1962.
V
Дмитриев
        Николай Константинович [16(28).8.1898, Москва, — 22.12.1954, там же], советский языковед-тюрколог, член-корреспондент АН СССР (1943), действительный член АПН РСФСР (1945). Профессор Ленинградского (1925—41) и Московского (с 1929) университетов. Основоположник советской школы тюркологии, давший научное описание ряда тюркских языков («Строй турецкого языка», 1939; «Гагаузские этюды», 1939; «Грамматика кумыкского языка», 1940; «Грамматика башкирского языка», 1948). Д. занимался проблемами тюрко-славянских языковых связей («Этюды по сербо-турецкому языковому взаимодействию», ч. 1—4, 1928—1929). Осуществил ряд изданий тюркских фольклорных текстов (песен, сказок), сопроводив их лингвистическим и литературоведческим комментарием.
         Соч.: Вопросы изучения хакасского языка и его диалектов. (Материалы для научной грамматики), Абакан, 1954 (совм. с Ф. Г. Исхаковым); Строй тюркских языков. [Избр. труды], М., 1962.
         Лит.: Севортян Э. В., Из истории развития советской тюркологии (памяти Н. К. Дмитриева), «Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка», 1955, т. 14, в. 2.
         Е. А. Поцелуевский.
VI
Дмитриев
        Юрий Арсеньевич [р. 3(16).12.1911, Москва], советский театровед, историк цирка и эстрады, доктор искусствоведения (1951). Член КПСС с 1940. В 1935 окончил ГИТИС. Литературную деятельность начал в 1929. В 1937—67 преподавал в ГИТИСе (с 1952 профессор), с 1943 работает в Институте истории искусств (с 1959 заведующий сектором русского театра). Основные труды по вопросам русского театра, истории и теории русского и советского цирка и эстрады.
         Соч.: Братья Дуровы, М.—Л., 1945; Виталий Лазаренко, М.—Л., 1946; П. С. Мочалов, М., 1949; Русский цирк, М., 1953; Ермолова, М., 1954; Мочалов актер-романтик, М., 1961; Искусство советской эстрады, М., 1962; Советское актерское мастерство, М., 1963; Советский цирк, М., 1963; Советская эстрада, М., 1968; Искусство цирка, М., 1964; Советский цирк сегодня, М., 1968; Эстрада и цирк глазами влюбленного, М., 1971.
1000 кратких биографических данных
Радко - генерал болгарской армии. Окончил русскую академию генерального штаба. Отличился в войне с турками в 1912 - 1913 г.г., после чего был назначен болгарским посланником в России. С началом империалистической войны Радко Дмитриев перешел на русскую службу и был назначен командиром 8-го армейского корпуса. Затем последовательно командовал 3-й и 12-й армиями. В конце войны уволился в резерв и уехал на Кавказ. В 1918 г. он был расстрелян по приговору Пятигорской ЧК.
Ономастикон
см. ДИМИТРИЕВ
Русская цивилизация
Иван Иванович (10.09.1760-3.10.1837), поэт и государственный деятель, министр юстиции. Родился в семье симбирского помещика. В 14 лет вынужден поступить на военную службу рядовым Семеновского полка из-за расстроенного состояния его родителей, бежавших от Пугачевского бунта в Москву.
Дмитриев считал себя учеником и последователем Н. М. Карамзина. Литературная деятельность его началась со стихотворения в «Санкт-Петербургских ученых ведомостях» в 1777, но сам поэт все, написанное до 1791, относил к ученическому «рифмованию». Песня «Стонет сизый голубочек» и сказка-сатира «Модная жена» (1792) принесли Дмитриеву широкую популярность. Он быстро становится признанным мастером чувствительных песен, «поэтических мелочей» (мадригалов, эпиграмм, надписей), басен и сатир.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ДМИТРИЕВ Владимир Владимирович (1900-48), театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Тонкие по колориту работы ("Последняя жертва" А. Н. Островского, МХАТ, 1944) отличаются глубоким проникновением в дух эпохи и психологическую атмосферу спектакля. Государственные премии СССР (1946 - дважды; 1948; 1949, посмертно).
2.
ДМИТРИЕВ Лев Александрович (1921-93), литературовед, член-корреспондент РАН (1984). Исследовал памятники русской литературы 11-17 вв. Государственная премия Российской Федерации (1993, посмертно).
Топонимический словарь
см. <<Николаевск>>
Имя собственное в русской поэзии 20 в
Парижские «Последние новости» пишут: «Шаляпин пожертвовал священнику Георгию Спасскому на русских безработных в Париже 5000 франков. 1000 отдана бывшему морскому агенту, капитану 1-го ранга Дмитриеву, 1000 роздана Спасским лицам, ему знакомым, по его усмотрению, и 3000 – владыке митрополиту Евлогию». Эпгрф. М927 (301)
Литературная энциклопедия
Иван Иванович [1760—1837] — поэт и баснописец. Служил при дворе; при Павле I был обер-прокурором сената. при Александре I — министром юстиции. Лит-ая деятельность Д. не имеет особого значения, хотя в свое время он пользовался большой популярностью. Помимо лирических стихотворений и обычных для того времени придворных од и посланий («Глас патриота на взятие Варшавы», «Стихи на высокомонаршую милость», «Песнь на день коронования» и т. п.), Д. написал
318 четыре книги басен (68 басен), которыми первоначально и обратил на себя внимание. В них он является одним из последних представителей той дидактической струи в русской дворянской литературе, которая определилась еще при Сумарокове. Кроме того он один из первых пытался привить лит-ре элементы народной поэзии и написал ряд песен в «народном духе», из которых одна была очень популярна («Стонет сизый голубочек, стонет он и день и ночь; миленький его дружочек отлетел надолго прочь» и т. д.). Наконец Д. был известен и как сатирик и юморист, чрезвычайно поверхностный. Помимо эпиграмм особенно ценилась его сатира «Чужой толк», направленная против тогдашних напыщенных одописцев, цель которых: «...награда перстеньком, нередко сто рублей, иль дружество с князьком» [что впрочем не мешало Д. самому писать такие же оды, как напр. написанные в один год с сатирой «Чужой толк» (1794) — «Стихи на победу графа Суворова-Рымникского, одержанную над польскими войсками, когда он в три дня перешел семьсот верст»], и сказка «Модная жена» (о «моднице», обманывающей мужа). Поэзия Д. питается психологическими переживаниями среднепоместного дворянства (мотивы созерцательности и меланхолии, отчужденности от света и тяги к патриархальному укладу). «Итак, еще имел я в жизни утешенье внимать журчанию домашнего ручья, вкусить покойный сон под кровом, где родился, и быть в объятиях родителей моих» («К друзьям моим»). Эта настроенность, равно как и участие Д. в реформе стиха и литературного яз., сближает Д. с вождем поместного сентиментализма, Карамзиным (см.). Однако интимная лирика часто заглушается в творчестве Д. перепевами придворной оды («Освобождение Москвы») и аристократической поэзии («Видел славный я дворец»). Смешение стилей объясняется неспособностью Д. противостоять этим чуждым лит-ым традициям. Гораздо более уверенно прошел по этому пути десятилетием позднее Жуковский (см.). Библиография: I. Лучшее издание: Сочин. Ив. Ив. Дмитриева, 2 тт., ред. и примеч. А. А. Флоридова, СПБ., 1893 (приложение к журналу «Север» за 1893). Кроме этого изд., сочин. и переводы Д. выдержали раньше 6 изданий. Позднее были опубликованы письма Д. к Вяземскому (СПБ., 1898) и другие («Русская старина», 1903, XII). II. Пыпин А. Н., История русской литературы, т. IV, СПБ., 1899; изд. 4-е, СПБ., 1913. III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ., 1902. Л. Т.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДМИТРИЕВ


будет выглядеть так: Что такое ДМИТРИЕВ