Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДОКСОГРАФЫ

В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ДОКСОГРАФЫ — авторы соч., в к-рых излагались мнения древ. философов по различ. вопросам. Начало доксографич. лит-ре положил ученик Аристотеля Теофраст (умер ок. 285 до н.э.) своим соч. «Мнения физиков» (в 18 кн.), в к-ром были изложены взгляды древ. философов до Аристотеля по отдельным темам (за исключ. этики и логики). Гл. произв. доксографии после Теофраста были и следующие работы: известная под условным назв. «Древ. изречения» (соч. неизвест. философа-стоика 1 в. до н.э.), «Изречения» Аэция (в нач. 2 в. н.э.), «Изречения философов» псевдо-Плутарха (2 в. н.э.), первая книга «Эклог» Иоанна Стобея (по-видимому, 5 в. н.э.) и др. До нашего времени дошел богатый доксографич. материал, вошедший в соч. Диогена Лаэртского (3 в. н.э.) «Жизнь и учения людей, прославивш. в философии» (10 кн.). Секст-Эмпирик (сер. 2 в. н.э.) приводит мн. сведения по истории древ. философии в своих соч.: «Пирроновы положения» (3 книги), «Против догматиков» (5 кн.), «Против математиков» (11 кн.).
Античные писатели
    Доксографы - этим названием обозначаются греческие писатели, кратко излагавшие взгляды (doksai) различных философов. Начало доксографии мы видим еще в Метафизике Аристотеля, но основополагающим доксографическим произведением были 16 книг Воззрений натурфилософов (Physikon doksai) Теофраста, от которых сохранился довольно большой отрывок (у Симпликия, IV в.) О чувственном познании (Peri aistheseon). Работу Теофраста использовали Эпикур и Посидоний Арамейский. Элементы доксографии проявились в трудах многих авторов, писавших о философах и их жизни (Диоген Лаэртский). Учитель императора Августа Арей Дидим объединил взгляды стоиков в произведении, фрагменты которого сохранили для нас Стобей и Евсевий Кесарийский. В таких же разрозненных фрагментах и выдержках дошло до нас значительное доксографическое сочинение, написанное ок. 100 г. н. э. перипатетиком Этием. Ему мы обязаны сведениями о воззрениях греческих философов, произведения которых частично или полностью утрачены.
Философский энциклопедический словарь 2
        [новолат. Doxographi, от греч. (мн. ч. ) — мнение, воззрение и — описываю], термин, введённый в сер. 19 в. Г. Узенером для обозначения древних авторов, работавших не в жанре «жизнеописаний» (биографы), а в жанре «взглядоопи-саний» философов, и закрепившийся в науке благодаря классич. труду Г. Дильса «Греческие Д.» (Berolini, 1879), в котором сохранившиеся (в основном фрагментарно) образцы доксографич. литературы были впервые собраны и критически изданы. Д. в собств. смысле называют только авторов сборников типа (лат. Placita), в которых «мнения» философов группировались но тематич. рубрикам и излагались в проблемно-систематич. порядке, противопоставляя их прежде всего авторам «Преемств» (греч. , лат. Successiones), т. е. историй филос. школ, дававших наряду с биографиями целостные описания отд. филос. систем. Но поскольку авторы «Преемств» пользовались источниками Д., такие описания также называют «доксографией». Термин «доксография» шире, чем термин «Д.»: напр., можно говорить о «доксографии» у Аристотеля, но неправильно называть его «доксографом». Наконец, доксографию как описание взглядов к.-л. философа (часто в терминах др. филос. системы) противопоставляют дословным цитатам из его соч. — фрагментам, вместе они составляют два осн. класса источников для реконструкции учений тех философов, соч. которых утрачены. Термин «свидетельства» (testimonia) часто употребляется для обозначения косвенных свидетельств — совокупности доксографич. и биографич. сообщений, и в этом смысле противопоставляется фрагментам.
        Систематич. доксография зародилась в 4 в. до н. э. в Ликее (так же, как и биография — Аристоксен); её теоретич. основой было методологич. требование Аристотеля предпосылать собств. исследованию предмета изложение и критику «мнений предшественников». Теофраст составил первый доксографич. компендий — «Физич. мнения», или, иначе, «Историю физики», в 18 кн., охватывавший период от Фалеса до Платона включительно. «Физич. мнения» были если не единственным (вопреки Дильсу), то всё же осн. источником по досократовской мысли для последующих Д. В 1 в. до н. э. материал Теофраста был использован в «Мнениях философов» (Placita philosophorum, т. н. Аэтий) — единственном (не считая зависящей от него «Истории философии» Псевдо-Галена) сохранившемся доксографич. компендии. Помимо фрагментов «Физич. мнений» Теофраста и компендия т. н. Аэтия в корпус «Греч. Д.» входят: эксцерпты из 1-й кн. «О природе богов» и 1-й кн. «О благочестии» Филодема; 1-я кн. «Опровержения всех ересей» («Философумены», до сер. 19 в. неправильно приписывалась Оригену) епископа Ипполита Римского (170—236); сохранённый Евсевием отрывок из «Стромат» Псевдо-Плутарха (ок. 150), и др.
        Доксография имеет огромное значение для реконструкции досократовской, в меньшей мере — эллинистич., философии (напр., милетская школа известна только из доксографии). Часто это не просто описание, а перевод на язык той филос. школы, к которой принадлежат Д.
        D i e l s H., Doxographi Graeci, В., 1929 (на рус. яз. краткое изложение теории Дильса— в кн.: Т а н н е p и П., Первые шаги др.-греч. науки, СПБ, 1902, с. 19—30); Маковель-ский А. О., Досократовская философия, ч. 1 — Обзор источников, Казань, 1918; M с D i а г m i d J. В., Theophrastus on the presocratic causes, «Harvard Studies in Classical Philology», 1953, v. 61, p. 85 — 156; G i u s t a M., I dossografi di etica, Torino, 1964.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДОКСОГРАФЫ


будет выглядеть так: Что такое ДОКСОГРАФЫ