|
|
|
|
|
ИБН РУШД |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизированное — Аверроэс) (1126, Кордова, — 1198, Марракеш, Марокко), арабский философ и врач, последний из видных представителей восточного аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Большинство философских сочинений И. Р. представляет собой комментарий к трудам Аристотеля; получил почётное прозвище Комментатора. В трактате «Опровержение опровержения» И. Р. отверг нападки Газали и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины (См. Двойственная истина). Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, он понимал сотворённость мира богом в том смысле, что бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой разум, нус в аристотелевском его понимании, рассматривается И. Р. как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отдельные души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистические и материалистические тенденции аристотелизма И. Р. оказали большое влияние на дальнейшее развитие средневековой философии (см. Аверроизм). Общественные идеалы И. Р. основывались на «Государстве» Платона.
И. Р. — автор энциклопедического медицинского труда Китаб аль-коллият (общее руководство по медицине) в 7 книгах (в европейской литературе известно под названием «Colliget»), содержащего клинические наблюдения И. Р. и др. врачей.
Соч.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9—14 вв., М., 1961, с. 397—554; Averroes’Tahafut al-Tahafut, v. 1—2, L., 1954; Averroes’Commentary on Plato’s Republic, Camb., 1956.
Лит.: Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 143—206; Gauthier L., lbn Rochd (Averroes), P., 1948; Corbin H., Histoire de la philosophie islamique, v. 1. p., 1964.
А. В. Сагадеев.
Ибн Рушд. Из рукописи его сочинений.
|
Мультимедийная энциклопедия |
или Аверроэс (1126-1198), испано-арабский философ и врач, родился в
Кордове (Испания) в знатной семье. Будучи исключительно талантливым и
разносторонним человеком, Ибн Рушд занимал несколько важных постов.
Подобно отцу и деду, он служил кадием (судьей) в Кордове, а затем в
Севилье; благодаря глубоким познаниям в медицине был назначен придворным
врачом. На протяжении почти всей жизни Ибн Рушд пользовался преимуществами
своего положения и дружбы с халифами, которые ему благоволили, поддерживая
развитие образования и научных исследований. В этих благоприятных условиях
он написал труды по естествознанию и философии. Его сочинение Опровержение
опровержения (Тахафут ат-тахафут) было написано в защиту греческой
философской традиции против нападок ортодоксального мыслителя Аль-Газали.
Пытаясь выяснить истинный смысл философии Аристотеля, Ибн Рушд написал
обширные комментарии к большей части аристотелевских произведений, которые
принесли ему славу и сделали влиятельной фигурой среди еврейских и
христианских философов. В поздний период жизни мыслитель стал жертвой
религиозных гонений на науку и философию, был сослан и заключен в тюрьму,
но незадолго до смерти восстановлен в правах. Однако преследования на
религиозной почве положили конец его влиянию на мусульманскую мысль. Умер
Ибн Рушд в Марракеше (Марокко) в 1198.
К концу 12 в. большинство произведений Ибн Рушда было переведено на
латинский язык. Комментарии к трудам Аристотеля получили общее признание;
его даже прозвали Комментатором. Тем не менее трактовка Ибн Рушдом
отношения философии и религии (послужившая причиной его расхождений с
традиционной мусульманской мыслью) вызвала один из самых известных споров
в христианской философии 13 в. Философская истина, на его взгляд,
содержится в трудах Аристотеля; религиозная истина есть истина,
приспособленная к пониманию обычного человека.
Данное понимание философии и религии было воспринято некоторыми
христианскими последователями Ибн Рушда, которые истолковали его таким
образом, что существует два рода истин - философская истина и религиозная
истина, которые могут противоречить друг другу и тем не менее оставаться
истинами (теория двойственной истины).
Приняв теорию двойственной истины, последователи Ибн Рушда без труда
согласились с его толкованием идей Аристотеля, даже с теми из них, которые
находились в разительном противоречии с христианским учением. Например, по
Ибн Рушду, Аристотель якобы полагал, что человеческая душа является частью
единого всеобъемлющего разума и потому не может считаться вполне
индивидуальной и бессмертной. Это явно противоречило учению о бессмертии
души отдельного человека - самой сердцевине христианского учения.
В комментариях Ибн Рушда содержались и другие толкования Аристотеля,
которые было столь же трудно примирить с христианством. Вскоре было
признано, что последователи Ибн Рушда придерживаются неортодоксальных
взглядов, и это навлекло на них нападки ортодоксов. Поскольку источником
отклонений считался Аристотель, он и сам оказался под подозрением, что
составляло главную трудность для всех философов 13 в., которые пытались
приспособить аристотелевскую мысль к христианской теологии. Под угрозой
оказалась даже попытка Фомы Аквинского осуществить синтез системы
Аристотеля и христианской теологии.
Хотя идеи Ибн Рушда отвергались и даже были официально осуждены в 1277,
его последователи хранили как теорию двойственной истины, так и его
интерпретацию Аристотеля. На всем протяжении позднего Средневековья и в
эпоху Возрождения его труды служили источником вдохновения для тех, кто
считал необходимым разделение философии и науки, с одной стороны, и
теологии - с другой. Этот взгляд имел важные отзвуки даже в сфере
политической мысли, поскольку именно аверроисты в 14 в., распространив на
сферу политики понятие двойственной истины, приводили доказательства в
пользу отделения церкви от государства.
Кроме комментариев, значительная часть которых уцелела, в латинском и
арабском вариантах сохранились труды Ибн Рушда по грамматике, астрономии,
медицине и праву.
ЛИТЕРАТУРА
Ибн Рушд. Опровержение опровержения (фрагменты). - В кн.: Избранные
произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв. М.,
1961 |
Современная Энциклопедия |
ИБН РУШД (Ибн Рошд) (латинизированное Аверроэс, Averroes) (1126 - 98), арабский философ и врач; представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был судьей и придворным врачом. Разграничение Ибн Рушдом "рациональной" религии (доступной образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось одним из источников учения о двойственной истине (смотри Двух истин теория). Автор энциклопедического труда по медицине. |
История философии. Энциклопедия |
ИБН РУШД или Ибн Рошд, (латинизированная транскрипция - Аверроэс, Averroes) Абу аль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126-1198) - арабский философ, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом. Бежав от преследования, умер в Марокко. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса) как единой безличной субстанции, общей для всех людей и воздействующей на отдельные души извне. Выступал как защитник рациональной философии. Развивал идеи вечности материи и движения, бытие Бога принимал как первопричину сущего, противопоставлял Бога как чистый разум - Богу как волевому началу. По И.Р., движение столь же вечно и неуничтожимо, как и первоматерия. Материальный мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Время существует и доступно измерению благодаря движению. Движение - возникновение, изменение и разрушение - содержится как возможность в материи. В природе царит строгая необходимость, утверждения богословов о вмешательстве Бога в дела мира несостоятельны. Бог у И.Р. - сердце космического организма и действует по необходимости, а не предписывает ее. И.Р. отрицал бессмертие индивидуальной души, а бессмертным считал человечество в целом. Выступил одним из создателей учения о "двойственной истине". Разделяя процедуры постижения религии на рациональную, доступную образованным людям, и образно-аллегорическую, доступную всем, говорил о необходимости освобождения научного знания и философии от влияния богословия, чем вызывал критику со стороны духовных оппонентов. Выдвинул тезис о возможности несовпадения научных и религиозных догм. Отвергал светопреставление, воскрешение из мертвых, загробную жизнь. Учение И.Р. (аверроизм) преследовалось не только мусульманской, но и христианской ортодоксией. Комментарии И.Р. к сочинениям Аристотеля способствовали ознакомлению европейских мыслителей с античной философией. В этих комментариях И.Р. впервые использовал "свободный комментарий", не использовавшийся в те годы в подобной практике. Он включал в себя три версии: а) в тексте не разделялись авторский и собственный текст, б) комментировался каждый параграф текста, и: в) разрабатывался комментарий, в котором сохранялась структура авторского текста, отделенная от комментария. Последний принцип заложил традицию работы с текстами в последующее время. Известна также работа И.Р. с комментариями к "Государству" Платона. Работа И.Р. "Рассуждение, выносящее решение относительно связи между мудростью и религиозными законами" включала также размышления о социальном строе общества и о политике. В области государственного строительства выступал за построение справедливого общества, против использования женщин в качестве рабынь, за равноправие женщин и их участие в государственных делах. Важное значение имело написание И.Р. на арабском языке сочинения "Опровержение опровержения", в котором автор выступил с опровержением мистицизма и подверг критике оккультизм, проповедуемый в сочинениях мусульманского теолога Аль-Газали ("Опровержение философов"). Выступал против аскетизма и мистики, утверждая, что к совершенству ведет главным образом философское познание. В области медицины И.Р. был автором энциклопедического руководства в 7 частях "Книга общих принципов медицины", переведенного на латинский язык в Падуе в 1255. Известен также астрологическими и астрономическими сочинениями. Взгляды И.Р. оказали большое влияние на развитие свободомыслия.
E. H. Вежновец |
Философский словарь |
ИБН РУШД, или ИБН РОШД
, Мохаммед (лат. транскрипция — Аверроэс; 1126 — 98) — средневековый араб. философ и ученый, живший в Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с мусульманской религией, И. Р. доказывал вечность и несотворенность материи и движения (их “совечность” богу), отрицал бессмертие индивидуальной души и загробную жизнь. И. Р. обосновал учение о двойственной истине. Он подверг критике мистицизм мусульманского теолога Аль-Газали. Комментарии И. Р. к соч. Аристотеля сыграли большую роль в ознакомлении европейских философов с античной философией. Учение Аверроэса (Аверроизм) жестоко преследовалось мусульманской и христианской ортодоксией. Осн. соч.: “Опровержение опровержения”, “Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией”. |
Философский энциклопедический словарь 2 |
Ибн Pошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед [латинизированной — Аверроэс (Averroes)] (1126, Кордова,— 1198, Марракеш, Марокко), араб. философ, представитель вост. аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Автор энциклопедия, мед. труда в 7 кн. Большинство филос. соч. И. Р. представляет собой комментарий к трудам Аристотеля; получил почётное прозвище Комментатора. В трактате ((Опровержение опровержения» И. Р. отверг нападки Газа ли и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорич. религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины. Утверждая вечность мира и без-начальность первоматерии, он понимал сотворённость мира богом в том смысле, что бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой ум (нус) в аристотелевском его понимании рассматривается И. Р. как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отд. души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистич. тенденции аристотелизма И. Р. оказали большое влияние на развитие европ. ср.-век. философии (см. Аверроизм). Обществ. идеалы И. Р. основывались на «Государстве» Платона.
Избр произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9—14 вв., М. 1961, с. 397—554; Averroes' Tahafut al-Tahafut, v. l—2, L., 1954; Averroes' Commentary on Plato' Republic, Camb., 1956.
P e н а н 3., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; агадеев А. В., И. Р. (Аверроэс), М., 1973; G a uthier L., Ihn Rochd (Averroes), P., 1948; Сorbin H., Histoire de la Philosophie islamique, v. l, P., 1964. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ИБН РУШД
будет выглядеть так: Что такое ИБН РУШД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|