Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(John of Salisbury, Johannes Saresberiensis)
        [1115 или 1120, Солсбери, — 25.10.1180, Шартр ()], английский богослов. Будучи секретарём архиепископа кентерберийского Т. Бекета, поддерживал его в борьбе с английским королём Генрихом II. Бекету посвящено основное сочинение И. С. «Поликратикус», в котором изложены политические и этические воззрения автора (в частности, обоснование идеи верховенства духовной власти над светской), а также представлены сведения по истории философских учений. И. С. принадлежат трактат «Металогикус» (введение в логику Аристотеля) и «Папская история», охватывающая 1143—52.
Мультимедийная энциклопедия
(John of Salisbury) (ок. 1115-1180), английский ученый, политический мыслитель, епископ Шартрский. Родился ок. 1115 в Олд-Солсбери (графство Уилтшир). Получил образование во французских школах. В 1147 поступил на службу к Теобальду, архиепископу Кентерберийскому, где познакомился со многими молодыми клириками, в частности с Томасом Бекетом, будущим архиепископом Кентерберийским. В 1148-1153 по поручению архиепископа неоднократно совершал поездки к папскому двору; несколькими годами позже (ок. 1164) написал краткую хронику под названием История Святого Престола (Historia pontificalis). Приблизительно с 1154 по 1161 был секретарем архиепископа Теобальда, а с 1162 по 1170 - советником Томаса Бекета. К этому периоду относятся его письма, а также два главных литературных труда: Поликратик и Металогикон (оба написаны в 1159). Иоанн Солсберийский был одним из выдающихся представителей школы Шартра, где он стал епископом (1176) и провел остаток своей жизни. Поликратик (пространный компендиум политических идей и права) и Металогикон (руководство по изучению логики), отразившие широкий круг идей того времени, были произведениями человека энциклопедической образованности и острого ума. Письма Иоанна Солсберийского дают представление о жизни ученого мира и церковных кругов, в которых он обращался.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Иоанн Солсберийский: границы разума и авторитет веры
    Характерной для второй половины XII века фигурой был Иоанн Солсберийский. Он родился в Англии около 1110 года, но учился в Школе Сен-Виктора в Париже. Он считал себя учеником Абеляра: "Коленопреклоненный, я перенял у него начальные сведения, касающиеся логического искусства и жадно впитывал в себя все, что исходило из его уст", — вспоминал он. Спустя несколько лет, проведенных при папском дворе, он вернулся на родину, где стал секретарем архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета, которому он и посвятил свои "Металогикон" и "Поликратикус". Борьба между Бекетом и Генрихом II закончилась, как часто случалось, закланием епископа. Иоанну пришлось вернуться во Францию, где в сане шартрского епископа он через четыре года умер, в 1180 году.
    Читатель Цицерона, знаток аристотелевской логики и топики, он был страстным защитником гуманистического образования. С такой же страстью Иоанн критиковал полузнаек, полуневежд, разносчиков псевдокультуры, пускающих по ветру увядшие листья слов, бесплодные, как сами авторы. "Полезность словесного искусства прямо пропорциональна степени продвинутости познания", — говорил Иоанн. Задача логики не в том, чтобы пустословить о дефинициях и универсалиях, но в том, чтобы вооружить каждую отрасль знания логическим инструментарием.
    Не будучи скептиком, Иоанн высоко оценивал так называемый критерий вероятности знания, о котором немало говорил Цицерон. Пробабилизм, ориентация на вероятное, но не на абсолютное, как бы страхует от словоблудия так же, как и от догматизма. "Предпочитаю сомневаться вместе с академиками во всем и каждом, чем придумывать важные дефиниции по поводу того, что остается скрытым и непонятным", — писал Иоанн. Ясно, что ученые христиане чувствовали свою близость к сдержанности академиков, ведь полнота познания универсальности бытия дана лишь Богу; человек должен стремиться разумом и верой постичь все ему доступное, но и иметь мужество признать существование проблем, превышающих размерность его разума. К последним относятся вопросы о происхождении души, провидения, случая и свободной воли, вопрос о бесконечности чисел и делимости бесконечного, проблема универсалий и подобные им. Иоанн далек от мысли о том, что эти проблемы не подлежат обсуждению, он говорит лишь о бессмысленности абсолютных решений и дефиниций в этих случаях. Намек на разделение истин разума и истин веры впоследствии откристаллизуется в одну из характеристических черт английской схоластики.
    Политические взгляды церковного дипломата Иоанна Солсберийского сформулированы в работе "Поликратикус". У общества есть душа (авторитет церкви) и тело (гражданское общество). Гражданская власть подчинена церковной, согласно объективному закону, основание и гарант которого — Бог. Когда этот объективный порядок вещей нарушается, тот, кто его попирает, превращается в тирана. В этом случае, неподчинение тирану не только законно, но и его убийство оправдано. Закон только тогда закон, когда он воплощает волю к справедливости и правде. Беспристрастие — закон Бога — требует, чтобы юридически люди были равны в равных обстоятельствах, так, чтобы каждый получил свое по заслугам. Есть законы, по мнению Иоанна, которые обладают вечной ценностью, обязательны для всех народов и для всех времен. Не счесть подобострастных льстецов, которые чтобы снискать милость готовы ставить монарха вне закона. Однако, читаем мы в "Поликратикусе", авторитет властителя обязан авторитету закона, и никак не наоборот. Нарушение закона ведет к заслуженной каре, тиран достоин участи тирана.
Философский энциклопедический словарь
ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (Johannes Salesberiensis) (род. ок. 1115, Сарем – ум. 1180) – представитель ранней схоластики; с 1176 – епископ в Шартре; за свою дидактическую поэму «De dogmata philosophorum» может быть назван первым средневековым историком философии; создал также первое систематизированное учение о государстве эпохи средневековья («Policraticus») и первую средневековую теорию науки, в которой выдающееся место отводится наблюдению и эксперименту («Metalogieus»).
Философский энциклопедический словарь 2
        (Joannes Saresberiensis) (между 1115 и 1120—25.10.1180, Шартр), ср.-век. философ, представитель шартрской школы. Епископ Шартр-ский (с 1176). В филос. воззрениях более всего тяготел к платоновской Академии, его гл. авторитет — Цицерон. Выступая как против крайнего скептицизма, так и против догматизма, в котором он видел следствие недостаточного образования, он склонялся везде к доводам здравого смысла и к умеренности, в том числе и в решении проблемы универсалий. Т. к. знание Об универсалиях самих по себе недоступно, то остаётся только исследовать, как достигается знание о них. Эту проблему И. С. решает на основе аристотелевского учения об абстракции: сходство различных индивидов приводит к знанию вида, сходства видов — к знанию рода. Истинная философия, по И. С., совпадает с любовью к богу и жизнью согласно принятому учению; с этим связано и критич. отношение его к схоластич. дискуссиям. Особое значение имеет политич. теория И. С. (высокая оценка рим. права, принципиальное оправдание тираноубийства).
        PoHcraticus, ed. С. С. J. Webh, t. l—2, Oxf., 19UU; Meta-logicori, ed. G. C. J. Webb., Oxf., 1929,
        C о к о л о в В. В., Ср.-век. философия, М., 1979, о. 179—82' ebbe. С. J., John of Salisbury, L., 19,42; D a n i е 1 s H ' Die Wissenschaftslehre des Johannes von Salisbury Kaldenkir-chen, 1932; L i e b e s с h u t r. II., Mediaeval humanism in the life and writings of John of Salisbury, L., 1950.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ