|
|
|
|
|
КОДА |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
I
Кода (итальянский coda, буквально — хвост)
1) в поэтике — добавочный стих сверх схемы в твёрдых строфических формах (устойчивые комбинации строф), например в сонете — сверх 14 строк, в триолете — сверх 8. В расширенном значении — заключительная часть сложной строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп или др. признаками (например, строки 5—7 в строфе «Коринфской невесты» И. В. Гёте):
Знай, что смерти роковая сила
Не могла сковать мою любовь,
Я нашла того, кого любила,
И его я высосала кровь!
И, покончив с ним,
Я пойду к другим, —
Я должна идти за жизнью вновь!
2) В музыке — завершающий раздел музыкальной формы, дополняющий ее основную часть. Для К. типична устойчивость; в ней могут применяться тонический органный пункт, повторение построений завершающего характера, мелодико-гармоничные обороты, обобщающие, суммирующие тематический материал произведения. В медленных пьесах темп в К. обычно замедляется, внося успокоение, в быстрых — часто ещё более ускоряется. В крупных пьесах с контрастирующими темами в К. нередко вводится в виде напоминания тема среднего раздела пьесы.
II
Кода
Рохан (настоящее имя — Сигэюки) (23.7.1867, Токио, — 30.7.1947, там же), японский писатель. Вырос в религиозной семье. Выступил с повестями «Капли росы» (1888), «Статуя Будды» (1889); в центре его произведений — образ одинокого мастера-художника, влюблённого в своё искусство и равнодушного к славе: «Пятиярусная пагода» (1891) и др. Позднее в творчестве К. появились реалистические тенденции («Изящный маленький божок», 1893—95; «Волны, бьющие в небо», 1903), но романтическое восприятие действительности, мистицизм и идеализм остались главными чертами его творчества.
Лит.: История современной японской литературы, перевод с японского, М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964.
|
Современная Энциклопедия |
КОДА (итальянское coda, буквально - хвост), дополнительный заключительный раздел музыкальной формы, сообщающий ей завершенность. Следует после репризы. |
Топонимический словарь |
р. см. <<Кодинский>> |
Орфографический словарь Лопатина |
к`ода, к`ода, -ы (муз.) |
Словарь Даля |
жен., муз., ·*итал. хвост, хобот; придаточное повторение общего смысла музыкального сочинения. |
Словарь Ушакова |
К’ОДА, коды, ·жен. (·итал. coda).
1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.).
2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов вместо 14). |
Толковый словарь Ефремовой |
[кода]
ж.
1) Завершающая часть музыкального произведения или его самостоятельной части, обобщающая предшествующее музыкальное развитие.
2)
а) Стихи - в сонете, рондо и т.п. - сверх установленных для данной формы стихотворного произведения строк (в поэтике).
б) Заключительная часть сложной строфы.
3) Заключительная - быстрая, обычно виртуозного характера - часть некоторых танцев, следующая за вариацией. |
Корпоративный жаргон лиц, потребляющих наркотики |
Кодеин. |
Рус. арго (Елистратов) |
см.:
Хилять на коду (идти на коду) |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: КОДА
будет выглядеть так: Что такое КОДА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|