|
|
|
|
|
МЕНАНДР |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Menandros)
(около 343 — около 291 до н. э.), древнегреческий драматург, один из создателей новой аттической комедии (См. Новая аттическая комедия). Принадлежал к состоятельной верхушке афинского общества. Изображал обыденную жизнь, главным образом семейные конфликты. Гуманность драматурга проявилась в защите женщин, прав ребёнка, в обличении уродливых явлений быта и сочувствии рабам. Имена героев М. становились нарицательными; античная критика высоко ценила М.-стилиста. Влияние новоаттической комедии на римскую и через неё — на европейскую драму связано прежде всего с М.
Соч.: Menandri quae supersunt, ed. A. Koerte, A. Thierfelder, pt. 1—2, Lipsiae, 1957—59; в рус. пер. — Ненавистник, пер. и предисл. А. А. Тахо-Годи, в сборнике: Писатель и жизнь, [М.], 1963; Комедии, М., 1964.
Лит.: Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 3, М., 1960; Webster Т. В. L., Studies in Menander, Manch., 1960; Durham D. В., The vocabulary of Menander, Arnst., 1969.
В. Г. Борухович.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(342 - ок. 291 до н.э.), афинский драматург, единодушно признаваемый
выдающимся автором новой греческой комедии. Менандр был счастлив во всем:
он был знатен, богат, пользовался уважением философов и царей. Его смерть
во время морского купания в Пирее завершила жизненный путь, отмеченный
постоянным поиском совершенства. Пока Менандр был жив, некоторые его
соперники (в частности, Филемон) пользовались большей популярностью,
однако посмертная слава Менандра затмила всех. Аристофан Византийский
полагал, что Менандр уступает лишь Гомеру. Считалось, что Менандр смягчает
души зрителей, "преподносит людям урок исполненного радости бытия".
Новая комедия и пьесы Менандра отличаются от древней комедии тем, что в
них отсутствует партия хора и они обходятся без песен и танцев как части
действия (то и другое применяется лишь как интермедии). Нет здесь и
каламбуров с непристойностями, которыми щедро пользовалась древняя
комедия. Для Менандра характерно стремление показать заурядных людей в
обычных обстоятельствах. Он черпал свои сюжеты из повседневной жизни Афин,
изображая как серьезные, так и забавные стороны человеческого
существования. Главная тема его пьес - романтическая влюбленность, которую
он преподносил в различных вариациях. Менандр написал свыше 100 пьес, но
первое место в состязании драматургов занимал лишь 8 раз. В сочинениях
античных авторов до нас дошло ок. 100 названий его комедий (некоторые,
возможно, дублируют друг друга) и многочисленные фрагменты (более 900
размером от единственного слова до 16 строк). Переработанные римскими
драматургами Плавтом и Теренцием, пьесы Менандра оказали влияние на всю
новоевропейскую литературу.
Новая эпоха в литературной судьбе Менандра началась с конца 19 в., когда
многочисленные находки папирусов, сделанные в Египте, постепенно вызволили
из забвения уже не фрагменты, но значительные отрывки более 10 комедий.
Сохранившегося текста четырех из них (Самиянка, Остриженная, Третейский
суд и Щит) вполне достаточно для того, чтобы составить представление об их
сюжете и литературных достоинствах, а продолжилась эпопея открытий
публикацией в 1959 пятой, сохранившейся полностью комедии Нелюдим (другое
название - Брюзга).
Нелюдим был в 317 до н.э. удостоен первого приза на Ленеях (празднике в
честь Диониса). Это высоконравственная комедия, в которой Менандр,
несмотря на свои 25 лет, выказывает себя вполне опытным мастером. В
сельской обстановке действуют юные герои - воспитанные, серьезные и
целеустремленные. Им противостоит Кнемон, озлобленный на весь свет старик,
ведущий полную трудов и огорчений одинокую жизнь. Комические сцены
изображают Кнемона то приходящим в бешенство от проделок хитроумных раба и
повара, то попадающим в раставленные ими ловушки. Пьеса разыгрывается
тремя актерами. Меняя маски, они изображают 12 персонажей. Интермедии, в
которых публику потешают подвыпившие гуляки, разбивают динамичное действие
пьесы на пять актов.
Комедию открывает пролог. Бог Пан рассказывает в нем о положении, в
котором находятся герои. Пан устроил так, что молодой горожанин Сострат
влюбился в благочестивую и целомудренную дочь Кнемона. Сострат пытается
приблизиться к девушке, получает от старика суровый отпор, но все же
успевает перемолвиться с ней словечком. Тут появляется бедный, но
благородный молодой человек, сводный брат девушки Горгий. Он собирается
обличить влюбленного Сострата как соблазнителя, а то и преступника, однако
Сострату удается убедить его в чистоте своих намерений. Раб предлагает
юноше прикинуться бедняком и приняться мотыжить землю - только такой
человек может угодить старику. Сострат подчиняется, однако Кнемону не
приходится увидеть его в деле, поскольку как раз в это время к его дому в
сопровождении рабов является мать Сострата принести жертву Пану. Домашние
Кнемона роняют в колодец кувшин, а пытаясь его достать - еще и мотыгу, и
когда Кнемон, не позвав никого на помощь, спускается за ними, происходит
беда: он срывается вниз. Сострат и Горгий спасают старика, а тот,
растроганный этим свидетельством взаимной зависимости людей и их доброты,
усыновляет Горгия и передает ему права главы семьи. Горгий тут же обручает
сестру с Состратом, а сам делает прекрасную партию: его невестой
становится сестра Сострата с немалым приданым. Комедия завершается
семейным торжеством, и рабы насилу заставляют старика, все еще
сторонящегося общества, принять участие в общем веселье.
ЛИТЕРАТУРА
Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979
Менандр. Комедии. Фрагменты М., 1981 |
Современная Энциклопедия |
МЕНАНДР (342 - 292 до нашей эры), древнегреческий поэт-комедиограф. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедиях ("Брюзга", "Самиянка", "Третейский суд" и другие), несмотря на свойственное новой аттической комедии (Менандр был ее главным представителем) тяготение к стереотипным ситуациям и характерам-маскам (гетеры, раба, хвастливого воина, скупого или сурового отца), достигал разнообразия индивидуальных характеристик. |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
I.
МЕНАНДР (ок. 343 — ок. 291 до н.э.) — др.-греч. комедиограф. Крупнейший представитель т.н. новоаттич. бытовой комедии. До нас дошли лишь фрагменты комедий М. и одна целиком сохранивш. комедия «Угрюмец».
II.
МЕНАНДР (ум. ок. 150 до н.э.) — греч. правитель Сев. Индии. Расширив в результате завоеват. походов владения Греко-Бактрийского царства в Индии вплоть до низовьев Инда, М. стал самостоят. правителем греч. владений в Индии. Его столица находилась в г. Шакала (совр. Сиалкот). Стремясь укрепить соц. базу своего госуд., М. пытался опереться также на нек-рые слои местного населения; видимо, с этой целью он принял буддизм. В будд. тради-ции М. отожд. иногда с царем Милиндой, упомин. в трактате «Милиндапаньха». |
Античные писатели |
Менандр, Menandros, из Афин, 342-293/292 гг. до н. э., греческий комедиограф. Сын состоятельного афинянина Диопейта, учился в Лицее у Теофраста. На эфебии, соответствующей нашей воинской повинности, М. был товарищем Эпикура. Дядей М., а возможно и литературным наставником, был комедиограф Алексис, а другом еще со времен совместного обучения в Лицее — Деметрий Фалеронский, правитель Афин, поставленный македонцами в 317-307 гг. После падения его режима М. подвергался большой опасности. Однако он до самой смерти не покидал Афин, несмотря даже на то, что его приглашал к своему двору в Александрии Птолемей I. Он вел жизнь светского человека, было известно о его связях со знаменитыми гетерами Таидой и Гликерией. Он утонул, купаясь на Пирее. — М. писал очень легко и создал более 100 комедий (нам известно 109 названий, но среди них, возможно, есть и двойные заглавия), не все эти пьесы были поставлены в Афинах, а некоторые и вовсе не ставились при жизни поэта. Его сценическим дебютом был Гнев (Orge; 321 г.). М. одержал только 8 сценических побед, при жизни уступая Филемону. Громкую славу он приобрел только после смерти, став любимым писателем образованной общественности, читаемым в греко-римском мире (Египет, Галлия) вплоть до V в. н. э., которого ставили выше Аристофана и наравне с Гомером. Через римских подражателей Плавта и Теренция он стал подлинным родоначальником европейской комедии, родившейся из комедии новоаттической. Все оригинальные произведения М. пропали в эпоху поздней античности, поскольку греческая школа аттицистов признавала за образец для подражания только аттический диалект V и VI вв. до н. э., представленный в комедиях Аристофана. От творческого наследия М. осталось только большое число фрагментов. И лишь папирусы из Египта принесли более обширные куски текстов М, а в 1959 г. — единственную целиком дошедшую пьесу — Отшельника (Dyskolos). Знакомство с произведениями М. в дальнейшем становится более подробным, открытия продолжаются, их результаты подтверждают правильность высокой оценки творчества комедиографа в древности. Комедии М. мы сегодня знаем по большим отрывкам из его пьес и единственной целой пьесы, найденным на папирусах, по многочисленным мелким фрагментам (свыше 100), донесенным до нас посредством цитат, и тем же путем, через творчество других писателей, дошедшим до нас сведениям о его творчестве, по переложениям его пьес римскими последователями (произведения Плавта и Теренция). Наиболее известные нам пьесы — это уже упомянутый Отшельник, или Мизантроп (Dyskolos e Misanthropos; 316 г.), комедия характеров, рисующая образ недоверчивого и желчного старого аттического крестьянина Кнемона, целым внезапных поворотов судьбы вынужденного изменить свое неприязненное отношение к людям; Девушка с отрезанной прядью (Perikeiromene), история воина, ревнующего свою возлюбленную; Самийка (Samia), комедия со сложной интригой об отце, подозревающем, что сын увел у него любовницу и имеет от нее ребенка; Третейский суд (Epitrepontes), история распадающегося брака — молодой господин узнает о слишком ранней беременности жены, которую подозревает в добрачной связи, в то время как это он сам, не узнанный, увел ее еще девушкой с брачного пира. Эта пьеса обладает сложной интригой, ведущей в конце концов к раскрытию правды, наверное лучшая из известных нам комедий М. Рядом с ней следует поставить Щит (Aspis), комедию, в значительной части (более чем половина) дошедшую до нас в папирусах, опубликованных в 70-е годы; в ней рассказывается история афинской семьи, интрига разворачивается вокруг имущества, которым является военный доспех считавшегося погибшим юноши. У нас есть также обширные фрагменты из пьес Земледелец (Georgos), Герой (Heros), Отмеченная божеством (Theophorumene), Кифаред (Kitharistes), Льстец (Kolaks), Перинфиянка (Perinthia), Привидение (Phasma) и найденный недавно фрагмент комедий Ненавистник (Misumenos) и Сикионцы (Sikyonioi). В комедиях М. неизменно присутствуют образы отцов — старцев, суровых или снисходительных, скупых или щедрых; молодых людей — легкомысленных, образцовых или исправляющихся по ходу действия; «хороших» и «плохих» гетер; молодых дочерей горожан; разного рода рабов, от дураков, получающих побои, до хитрецов, направляющих ход событий; воинов, от несчастных влюбленных до шумных бахвалов; унаследованные от древней комедии фигуры паразитов и надутых поваров. В общем, окружение зажиточных городских семейств, космополитичное в силу устранения политических реалий эпохи. Стержнем действия является иногда раскрытие характера главного героя, чьи реакции (гнев, недоверчивость, жадность) определяют развитие действия, а иногда запутанная интрига, ведущая в итоге к соединению двух влюбленных или получение состояния, часто эти цели переплетаются. Репертуар мотивов не слишком богат: совращенные девушки, подкинутые или похищенные дети, разлученные семьи и неизбежный во всех зрелых произведениях М. момент anagnorismos (узнавания; например, узнавания родителями якобы погибших детей), но писательское искусство проявлялось в переплетении мотивов и создании на основе традиционных типажей индивидуальных, прекрасно обрисованных характеров, в которых отсутствовали крайности: ни черных, ни белых, но почти всегда наделенных какой-либо чертой, вызывающей симпатию. Атмосфера комедий М. отмечена симпатией ко всем выведенным в них образам, пониманием человеческих судеб и ситуаций, ненавязчивой дидактичностью. Это делает творчество М. явлением не столь красочным, как исполненная страстей древняя аристофановская комедия, но приятным, интересным, склоняющим к размышлениям. Философия М. смиряется с переменчивостью человеческой судьбы, которой управляют божества (самое могущественное из которых — Случай (Tyche)), проявляющие себя в людских характерах. Важнейшие требования к человеку — понимание и сочувствие другим людям. Косвенным образом эту философию раскрывают многочисленные блистательные в литературном отношении сентенции-гномы, рассеянные в пьесах. Именно из них большей частью состоят фрагменты, дошедшие до нас в цитатах, из них же складываются частью аутентичные, частью заполненные чужими, не Менандровыми, высказываниями сборники, как например Одностишия (Gnomai monostichoi), представлявшие собой учебные тексты для школ и распространенные в эпоху поздней античности и в Византийский период, которые были переведены на сирийский, арабский, старославянский языки. Комедии М. строились по определенной схеме, которая на много веков стала канонической. Содержание пьесы пояснялось в унаследованном от Еврипида прологе (иногда его произносило божество), после него следовало 5 актов, разделенных обозначенными в тексте лишь примечаниями выступлениями хора, о первом появлении которого объявлял один из актеров, но у хора не было собственного текста и он не играл никакой роли в действии пьесы. Сценические диалоги написаны ямбическим триметром, а иные части — трохеическим тетраметром. Языком М. был аттический диалект, явственно тяготеющий к разговорному языку образованных кругов Афин. Некоторые герои отмечены индивидуальным языковым стилем, в Щите даже пародируется дорийский диалект, вложенный в уста псевдолекаря. М. избегает всяческой вульгарности в выражениях, оставляя элементы грубоватого комизма лишь в сценах с поварами и рабами. Редки у него намеки на современные ему личности и события, при наличии разработанной экономической тематики отсутствуют политические аллюзии, хотя М. умеет реалистически воссоздать фон как сценических, так и происходящих за сценой событий (например, сражения с варварами, усеянное телами поле битвы в Щите). Он прекрасно воссоздает черты быта, разбирается в общественных институтах и законах, неоднократно даже определяющих действие пьесы, как в Щите и Сикионцах. |
Литературная энциклопедия |
[342(341)—292(291)] — афинский поэт-драматург, наиболее выдающийся представитель так наз. «новой» аттической комедии (см. «Греческая лит-ра» и «Драма», раздел «Драма античная»), в к-рой отсутствуют политическая злободневность и фантастические элементы старой комедии и преобладают темы любви и семейных отношений. Резкое обострение классовых противоречий в IV в. вызвало в зажиточных кругах тягу к «просвещенной» монархии. М., современник Александра Македонского и длительных войн между его преемниками, не затрагивает в своих пьесах политических событий эпохи; социальные проблемы рассматриваются лишь под углом зрения личной и семейной морали и разрешаются в духе филантропической гуманности. Уже самая постановка таких вопросов, как о правах ребенка, несправедливости различной морали для мужчин и женщин, нравственной личности раба, знаменует распад уклада жизни «государства-города» и нарастание индивидуалистического мироощущения эллинизма. Разрабатывая эротические темы, М. широко пользуется приемами трагедии Еврипида (см.), перенося мифологические сюжеты в современную ему среду. Однообразие фабульных элементов (соблазненная девушка, подкинутые дети, узнавание их родителями и т. п.) и типических фигур комедии (раб, паразит, гетера и т. д.) М. оживляет углубленной разработкой характеров, которые и определяют
150 развитие действия (в отличие от других корифеев «новой» комедии, разрабатывающих гл. обр. интригу), и искусной техникой диалога. Античная критика особенно ценила в комедиях М. реалистическое изображение характеров. М. написал свыше 100 пьес, к-рые до недавнего времени были известны лишь в многочисленных, но небольших отрывках и по римским переделкам, не коснувшимся лучших произведений М. с их неуместной в римских общественных условиях проблематикой. С 1907 находки папирусов обнаружили большие связные отрывки нескольких пьес М., в том числе самых известных: «Третейский суд» (Epiterepontes) и «Отрезанная коса» (Perikeiromene). Библиография: I. Ернштедт В. К., Порфирьевские отрывки из аттической комедии, СПБ, 1891; Варнеке Б. В., Новые комедии Менандра, Казань, 1909; Церетели Г., Новые комедии Менандра, Юрьев, 1914; Издания: Korte, 1910, и сл.; Van Leeuwen, 1919; Jensen, Menandr’s reliquiae, Berlin, 1929 (статьи и новые отрывки). II. Guizot M. G., Menandre, etude sur la comedie et la societe grecques, 1855. И. Т. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: МЕНАНДР
будет выглядеть так: Что такое МЕНАНДР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|