|
|
|
|
|
МИСТЕРИЯ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
жанр западно-европейского религиозного театра эпохи позднего средневековья (14—16 вв.). Наибольшее развитие получил во Франции. Содержание М. составляли библейские сюжеты. Авторами произведений были церкровные служители, учёные-богословы, врачи, юристы. Сцены религиозного характера чередовались с интермедиями — вставными комедийно-бытовыми эпизодами. Представления М. организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами во время городских торжеств, обычно в ярмарочные дни, на площади. Несмотря на руководство со стороны патрицианских и церковных кругов, М. была массовым самодеятельным искусством. В ней постоянно сталкивались и сочетались религиозная мистика и житейский реализм, вносимый исполнителями (главным обризом любителями-горожанами), набожность и богохульство. Яркие образцы М. — «Мистерия страстей господних» Арнуля Гребана (середина 15 в.), «Мистерия об осаде Орлеана» (пост. после 1429). Усиление реалистических и комедийных элементов вызывало нападки духовных и светских властей, а в 16 в. запрещение представлений М. В 19 — 1-й половине 20 вв. М. иногда ставятся в Обераммергау (Германия), в Париже перед собором Нотр-Дам. Ироническое осмысление средневековых М. отличает спектакль «История о преславном воскресении Миколая из Вильковецка» (1962, «Театр народовы», Варшава).
М. с 10 в. существовала также в Иране, где входила в религиозный обряд Шахсей-вахсей. От неё ведёт начало один из видов персидской трагедии — тазийе.
Лит. : История западноевропейского театра т. 1. М., 1956.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(греч. "таинство"), драматизированные религиозные
ритуалы, связанные с поклонением умирающему и воскресающему
богу; в специальном смысле - средневековые действа,
изображающие Страсти Христовы. Мистерии, известные еще в Египте
и Малой Азии, представляли собой древнейшую форму драмы с
разработанным сюжетом. Об этом свидетельствуют Абидосские
мистерии в Древнем Египте, в которых разыгрывался миф о смерти
и воскресении бога Осириса и которые включали в себя ритуальное
оплакивание умершего бога и ликование по поводу его возвращения
к жизни. В Греции аналогичные действа посвящались богу Дионису:
они состояли в драматических танцах (называвшихся дифирамбами),
которые впоследствии стали сопровождаться хоровым пением.
Считается, что греческая трагедия развилась из жанра дифирамба.
Христианские мистерии представляют собой уже сложившуюся и
развитую драматическую форму, широко распространенную в
средневековой Европе. Свое происхождение они ведут от коротких
литургических пьес, которые духовенство сочиняло к праздникам
Рождества и Пасхи и которые со временем увеличивались в объеме,
а позднее - сочинялись на народных языках. Своего высшего
развития этот жанр достиг в 15-16 вв., когда мистерии приобрели
форму циклов коротких пьес, которые в Англии ставились на
специальных передвижных повозках, а во Франции - на
многочисленных постоянных сценах, устроенных на городских или
рыночных площадях. Эти циклы пьес религиозного содержания,
называвшиеся мистериями или мираклями, охватывали практически
всю Священную историю человечества, отображая события от
сотворения мира и до явления Христа. В эти циклы могло входить
столь большое число отдельных пьес, что иногда представление
занимало несколько дней. Известны следующие крупные циклы:
Йоркский цикл, состоящий из 48 пьес, Таунлейский цикл из 32
пьес, Честерский цикл из 25 пьес, и Ludus Coventriae, из 42
пьес. Некоторые из них (например, Авраам и Исаак, Ной, Потоп и
др.) представляют собою маленькие шедевры простодушного
реализма и юмора.
В настоящее время мистерии сохранились в Баварии, Швейцарии и
Тироле, где представления устраиваются силами местных жителей.
Отголоски мистерий можно обнаружить также в мексиканских
религиозных праздниках. Мистерии, наиболее близкие к
средневековым действам, уцелели в глухих и сравнительно
отдаленных уголках Центральной Европы. Широко известна
мистерия, представление которой с 1633 и по настоящее время
повторяется в Обераммергау (Баварские Альпы) каждые десять лет.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 |
Современная Энциклопедия |
МИСТЕРИЯ (от греческого mysterion - таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 - 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями: возвышенно-патетическое повествование перебивалось грубовато-комическими или пародийными сценками. Число действующих лиц в мистерии доходило до нескольких сотен. Спектакль длился весь день или несколько дней подряд. Представления мистерии устраивались во время религиозных праздников, организовывались городскими властями. Исполнители мистерии - актеры-любители, преимущественно ремесленники, с конца 13 в. - члены полупрофессиональных актерских "братств". Русские поэты-символисты, часто употреблявшие термин "мистерии", объединяли средневековые мистерии с античными таинствами. |
Орфографический словарь Лопатина |
мист`ерия, мист`ерия, -и |
Словарь Ожегова |
МИСТ’ЕРИЯ, -и, жен. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями. |
Словарь синонимов Абрамова |
см. тайна |
Словарь Ушакова |
МИСТ’ЕРИЯ, мистерии, ·жен. (·греч. mysterion - тайна) (·книж. ).
1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (·ист. ). Элевзинские мистерии. Орфические мистерии.
2. Средневековая религиозная драма с сюжетом, заимствованным из ветхого или нового завета (·ист. лит.).
Религиозно-мистическая символическая драма, рассматривавшаяся символистами, как высшая форма синкретического искусства (·ист. иск.). Незаконченная мистерия Скрябина. |
Толковый словарь Ефремовой |
[мистерия]
1. ж.
Тайный религиозный обряд в честь божества, к участию в котором допускались только посвященные (у античных народов и народов древнего Востока).
2. ж.
1) Жанр средневековой драмы - обычно стихотворной - на сюжеты из Ветхого или Нового Завета.
2) Средневековое сценическое представление на один из таких сюжетов (обычно на открытом воздухе и сопровождавшееся интермедиями). |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: МИСТЕРИЯ
будет выглядеть так: Что такое МИСТЕРИЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|