Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НОВАЛИС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Novalis)
        [псевдоним; настоящее имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Hardenberg)] (2.5.1772, Видерштедт, около Мансфельда, — 25.3.1801, Вейсенфельс), немецкий поэт и философ, представитель раннего Романтизма в Германии (круг т. н. иенских романтиков). Учился в университетах Иены, Лейпцига, Виттенберга (философия, юриспруденция), позже изучал горное дело во Фрейберге. Как Ф. Шлегель и Ф. В. Шеллинг, первоначально испытал влияние «наукоучения» И. Г. Фихте, однако фихтевскую субъективную диалектику сознания Н. трансформировал в объективно-идеалистическую диалектику природы. Её основной тезис — утверждение дискретности мира и одновременно нерасчленённости его стихийной подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое. Специфическим для Н. является представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из которых один выступает как обозначение другого, что ведёт к возможности всеобщего перехода, экстатической игре сущностей и имён (ввиду этого Н. называл свою философию «магическим идеализмом»). Человек как микрокосм, преодолевая внутреннее разобщение, должен стремиться к единству; ум, рассудок, фантазия суть отдельные функции скрытого в глубине «Я», недоступного для языка слов (влияние немецкой мистики (См. Мистика), особенно Я. Бёме). «Я» и мир тоже подлежат конечному соединению в процессе их взаимопроникновения, интуитивного «вчувствования» индивида в объект познания, что с наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творческого акта. Искусство как высшая сфера духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии; к этому Н. стремился в своём творчестве, в частности при разработке поэтически-философского жанра фрагмента. В лирическом цикле «Гимны к ночи» (журнал «Атенеум», 1800) в аллегорической форме утверждается превосходство бесконечного небытия над конечной жизнью. В «Духовных песнях» Н. трактовал тексты Священного писания в духе Пиетизма (в этом он близок Ф. Шлейермахеру). Незаконченный роман Н. «Генрих фон Офтердинген» (1802, рус. пер. 1914), начинаясь как традиционный «роман воспитания», перерастает в мифологическое действие сказочно-космических масштабов.
         В поисках общественного идеала Н. обращался к средним векам, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и «заботу» об индивиде; в средневековой Европе усматривал прообраз идеального государства будущего по контрасту с современным ему буржуазным обществом («Христианство и Европа», 1799, опубликовано в 1826).
         Соч.: Schriften, Bd 1—4, 2 Aufl., Stuttg., М., 1960—65; в рус. пер. — Фрагменты, М., 1914; Стихотворения, «Аполлон», 1910, № 7; Ученики в Саисе, в сборнике: Немецкая романтическая повесть, т. 1, М. — Л., 1935.
         Лит.: История немецкой литературы, т. 3, М., 1966, с. 139—48: Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Haering Th., Novalis als Philosoph, Stuttg., 1954; Beheim-Schwarzbach M., Novalis, 2 Aufl., Hamb. 1948; Ritter H., Der unbekannte Novalis, Gott., 1967; Malsch W., Europa. Poetische Rede des Novalis, Stuttg., 1965.
         Ал. В. Михайлов.
        
        Новалис.
Мультимедийная энциклопедия
(Novalis, псевд.; настоящее имя Георг Филипп Фридрих фон Харденберг - Georg Philipp Friedrich von Hardenberg) (1772-1801), наиболее влиятельный поэт раннего немецкого романтизма. Жизнь Новалиса небогата событиями. Родился 2 мая 1772 в родовом имении Обервидерштедт в Саксонии, был старшим сыном; вырос в тесном кругу благочестивой семьи. Получил традиционное для его положения юридическое образование в университетах Йены и Лейпцига (1790-1791) и, видя себя в будущем преемником отца в должности управляющего Саксонскими соляными копями, изучал экономику и горное дело во Фрайбурге (1797-1798). Умер Новалис в своем имении 25 марта 1801. Во время учебы в Йене Новалис сблизился с литературным кружком, душой которого были братья Шлегель; в него входили также философы И.Г.Фихте и Ф.В.Шеллинг и поэт Л.Тик. В "Атенеуме", влиятельном журнале, издаваемом Шлегелями, Новалис опубликовал сборник блестящих афоризмов Цветочная пыльца (Bltenstaub, 1798) и прозаическую версию Гимнов к ночи. Сильнейшим испытанием в жизни Новалиса стала любовь к невесте Софи фон Кюн, умершей в 1797 в возрасте пятнадцати лет. Потрясение близостью любви и смерти заняло центральное место в его жизни и творчестве. Сплавляя воедино любовь, ночь, христианство, европейский и восточный мистицизм, Новалис воспринимает и изображает любовь как первозданную космическую и чисто индивидуальную силу, когда душевное переживание обеспечивает духовное слияние со всей вселенной. Поэтическим воплощением этих воззрений стали Гимны к ночи (Hymnen an die Nacht, 1800), отдающие предпочтение таинственному мистическому царству ночи любви и веры перед миром здравого смысла и просвещенного разума. В незаконченном романе Генрих фон Офтердинген (Heinrich von Ofterdingen, 1800, опубл. 1802) герой-поэт ищет "голубой цветок", который привиделся ему во сне. Здесь философия и поэзия нераздельны; философия определена как тоска по родине, и на экзистенциальный вопрос "Куда же мы идем?" дается поразительный ответ: "Всякий путь ведет домой". Чрезвычайно важна и в корне новая концепция языка у Новалиса, нашедшая выражение в этом романе и во фрагменте Монолог (Monolog, 1798). Взгляды Новалиса на природу поэзии и использование языка оказали мощное воздействие на французских символистов и всю поэзию 20 в. Творчество Новалиса включает также незаконченный философский роман Ученики в Саисе (Die Lehrlinge zu Sais, 1798, опубл. 1802), сборник религиозных стихов Духовные песни (Geistliche Lieder, опубл. 1802), философско- культурологическое эссе Христианство, или Европа (Die Christenheit oder Europa, 1799, полное изд. 1826), где духовное, политическое и культурное единство католического Средневековья противопоставлено разрушительным силам Реформации и Просвещения; а также теоретические работы о поэтике, особенно Сказки (Mrchen) в посмертно опубликованных Фрагментах (Fragmente) и Дневниках (Journale). ЛИТЕРАТУРА Новалис. Ученики в Саисе. - В кн.: Немецкая романтическая повесть, т. 2. М. - Л., 1935 Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973 Новалис. Генрих фон Офтердинген. Окончание "Генриха фон Офтердингена" в изложении Л.Тика. - В кн.: Избранная проза немецких романтиков, т. 1. М., 1979
Современная Энциклопедия
НОВАЛИС (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг) (1772 - 1801), немецкий писатель-романтик и философ. Входил в кружок йенских романтиков. Понимал мир как символическое всеединство ("магический идеализм") духа, Бога и природы, существующих в полярности и взаимоотражении. Постичь вечную сущность бытия призвано (с помощью интуиции) творческое сознание художника, чья миссия - преодолеть разделение духа и материи, высшего и низшего рядов бытия и таким образом идеально преобразовать мир (философские "Фрагменты"; повесть "Ученики в Саисе", 1800). Мифологический, с многозначной зашифрованной символикой роман о немецком средневековье "Генрих фон Офтердинген" (издание 1802; не закончен). Трагическая надломленность, религиозно-мистические мотивы в цикле "Гимны к ночи" (1800) и др., в том числе в духовных стихах.
Литературная энциклопедия
(псевдоним Фридриха фон Гарденберга) [1772—1801] — немецкий писатель, один из самых крупных представителей нем. романтизма. Происходил из родовитой дворянской семьи. Готовясь к чиновничьей карьере, изучал юридические науки. Н. неразрывно связан с так наз. первым (иенским) кружком романтиков, со Шлегелем, Тиком, Шлейермахером, Шеллингом. Особое значение в биографии Н. имеют его отношения к Софии Кюн — невесте писателя. Под впечатлением ее ранней смерти написаны знаменитые «Гимны к ночи». В творчестве Н. с большой полнотой раскрывается реакционное мировоззрение немецкого дворянства, начинавшего терять социальную устойчивость и пытавшегося противостоять влияниям буржуазных революций. Неустойчивость социального бытия своей группы Н. пытался преодолеть в противопоставлении
112 остро ощущаемой им «бренности» сущего миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность деградирующего класса. Смерть в его «Гимнах к ночи» [1800] вместе с ночами, «вестницами бесконечных тайн», прославляется как соединение с «настоящим», слабым отблеском которого являются день и жизнь. Это настоящее постигается не разумом, не наукой, а поэтическим, духовным, непосредственным, не осложненным пагубными премудростями рационализма проникновением (интуицией). Отсюда идеал непосредственно творящего, ищущего вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного разумом поэта. Отсюда же исходит Н., провозглашая творчество «наивного, как ребенок, народа» высшей философской мудростью. Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке «Гиацинт и роза», вставленной в философский фрагмент «Ученики в Саисе» (основная идея: мир науки — искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством), и в наиболее значительном произведении Н. — неоконченном романе «Гейнрих фон Офтердинген» [1797—1800]. В этом романе «о чудесных судьбах поэта, где поэзия в ее многообразных соотношениях и изображается и прославляется», дан в достаточно развернутом виде весь идеологический комплекс дворянского романтизма. Ремесленно-цеховой мир средневековья, превращенный в идиллический мир расцвета наивного народного творчества, — образ Офтердингена, вырастающего как поэт в поисках «голубого цветка», сделавшегося символом романтического томления по невыразимому идеалу, — нарочито архаичная, почти детская речь, служащая той же цели идеализации непритязательного, непосредственного «народа», — все это раскрывает тот идейный мир, в к-рый уходит Н. от бренности в поисках абсолюта. «Народ» ремесленно-цехового мира средневековья, «обезвреженный» народ, дается в плане «поэтических состязаний» и идиллического существования, проходящего между станком и сочинением сказок. Утверждение феодально-монархических идеалов Н. с достаточной четкостью демонстрировано в статьях «Христианство и Европа» и «Вера и любовь, или Король и королева». В первой из них Н. скорбит об утерянной власти католической церкви, обуздывавшей вольнодумство, во второй — называет монархию идеальной системой, основанной «на добровольном признании существования идеального человека (короля), который не может и не должен избираться, а должен быть им рожден». Вся философия Н., его поиски абсолютного, т, е. вечного и прочного, взамен потрясенных основ социального бытия его класса, мистицизм («Духовные песни»), боязнь «искажающего действительность разума» — это идейный багаж деградирующего класса. Мир, который противопоставляет Н. видимой жизни — «бледному отблеску потустороннего», — это мир положительных реакционно-дворянских идей. Мистицизм оформляется как апология средневековой церкви; монархия мыслится как «большая семья», как прочная
113 база этого идиллического феодально-монархического строя; розовая идиллия ремесленно-цехового уклада феодального средневековья, являвшегося для Н. эпохой высшего подъема поэтического творчества, завершает его систему. Н., ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, отвергается, осуждается радикальным бюргерством «Молодой Германии» как реакционная сила. В конце XIX в. его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов и неоромантиков конца 90-х гг. — писателей эпохи буржуазного загнивания. Библиография: I. На русск. яз. переведены: В грустный час, Стих., перев. К. Случевского; Гимны ночи, перев. А. Соколовского — см. в хрестоматии Н. В. Гербеля «Немецкие поэты», СПБ, 1877; Ученики в Саисе, перев. Григория Петникова, «Пути творчества» (Харьков), 1920, № 6—7 (и. отд отт.); Гейнрих фон Офтердинген, перев. З. Венгеровой и Вас. Гиппиуса, вступ. статья З. Венгеровой, М., 1914; То же, изд. «Всемирная литература», П., 1922; Фрагменты, перев. Гр. Петникова, М., 1914; Стихи, в перелож. Вяч. Иванова, «Аполлон», 1910, VII; Kritische Ausgabe, hrsg. v. Jakob Minor, 4 B-de, Jena, 1906 (переизд. в 1923); Schriften, hrsg. v. P. Kluckhohn, 4 B-de, Lpz., 1929. II. Гайм Р., Романтическая школа, М., 1891; Карлейль Т., Новалис, перев. В. Лазурского, М., 1901; Деген Евг., Новалис, поэт Голубого Цветка, «Мир божий», 1901, IX; Коган П. С., Письма о Западе (Гарденберг-Новалис. К столетию со дня смерти поэта), «Русская мысль», 1901, V; Жирмунский В., Немецкий романтизм и современная мистика, П., 1914; Его же, Роман о Голубом Цветке, «Русская мысль», 1915, III; Коган П. С., Новалис. «Г. фон Офтердинген», «Голос минувшего», 1915, V (отзыв о перев. З. Венгеровой и В. Гиппиус); Браун Ф., Немецкий романтизм. 4. Новалис, «История западной литературы (1800—1910)», под ред. проф. Ф. Д. Батюшкова, т. I, М., 1912; Л., «Книга и революция», 1920, № 3—4 (отзыв об «Учениках в Саисе», перев. Гр. Петникова); Белецкий А. М., Новый перевод Новалиса («Ученики в Саисе», перев. Гр. Петникова), «Мысль», 1922, II; Коган П. С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т. I, изд. 9-е, Гиз, М. — Л., 1929; Cremers P. J., Der magische Idealismus als dichterisches Formproblem in den Werken Fr. v. Hardenbergs, 1921; Dilthey W., Das Erlebnis und die Dichtung, 9 Aufl., Lpz., 1924; Schubart A., Novalis Leben, Dichten und Denken, Gutersloh, 1887; Spenle E., Novalis. Essai sur l’idealisme romantique en Allemagne, P., 1904; Simon H., Der magische Idealismus. Studien zur Philosophie des Novalis, Hdlb., 1906; Busse K., Novalis Lyrik, Oppeln, 1898; Maeterlinck M., Le tresor des humbles, P., 1896; Herzog W., Mystik und Lyrik bei Novalis, Stuttgart, 1928; Greiner M., Die fruhromantische Naturgefuhl in der Lyrik von Tieck und Novalis, Lpz., 1930; Ritter H., Novalis Hymnen an d. Nacht, Hdlb., 1930. Н. Эйшискина
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Новалис: от магического идеализма к христианству как универсальной религии
    Новалис, настоящее имя которого Фридрих фон Гарденберг, родился в 1772 г. и скончался в неполные двадцать девять лет от туберкулеза в 1801 г. Его называют поэтическим голосом романтизма, чистым и верным. Философия Новалиса, отраженная в «Фрагментах», может быть названа «магическим идеализмом». Фихте, как мы увидим, реализму противопоставит метафизико-гносеологический идеализм. Реалист объектом знания делает «prius» («то, что прежде»), выводя из него субъект. Для идеалиста «prius» — это Я, субъект, из него выводится объект. Так и Новалис, вслед за Фихте, магический реализм древних оккультистов трансформирует в магический идеализм, с которым связывает бессознательную активность Я, производящего не-Я. Все происходит из духа, а потому он доминирует в качестве абсолютного властвующего начала. «Я равно не-Я — высший тезис любой науки».
    В романе «Ученики в Саисе» мы читаем: «Рискнул некто приподнять покров на богине Саисской, и что же узрел он? Увидел — диво дивное — себя самого». И в природе, и в Божестве, и в Я — одна и та же сила: тождественный дух. «Мир — результат взаимодействия Я и Божественного. Все, что есть, рождается от контакта духов», — читаем мы во « Фрагментах». Мы соотносимся с частями универсума, с тем, что было и что будет. Важно лишь направление и настойчивость нашего внимания, предпочтение того, что для нас важнее. Философия — это магия, но она еще и искусство. Поэзия улавливает абсолютное, более того: «Поэзия реальна, а реальное поистине абсолютно — вот суть моей философии», — заключает Новалис.
    Понятны теперь и крайности его позиции: «Все сказка, все сон», — либо должно стать сном. Великий маг, вероятно, тот, кто умеет очаровываться самим собой так, что и собственные фокусы кажутся ему внешними автономными феноменами. «Только по причине слабости наших органов чувств и самоконтакта мы не можем ощутить себя в мире волшебства. Все сказки — наши сны об отчем доме, который везде и нигде. Высшие потенции, подобно генам, дремлющим внутри нас, однажды разбудят нашу волю...»
    Эту концепцию проясняет незаконченный роман «Генрих фон Офтердинген», где сон перемешан с реальностью, как проза с поэзией, и где герой на своем опыте приходит к магическому субстрату реальности. В ней сказка, сон и поэзия — сама истина, некий «голубой цветок», манящий и никогда не достижимый в реальности.
    Впрочем, от магического идеализма он обратился к христианству, радикально пересмотрев значение католического средневековья (в эссе «Христианство или Европа»), счастливое единство которого было разрушено Лютером, предтечей оскопленного просвещенческого интеллектуализма Шеллинг позже разовьет эту идею.
    Близким к христианству виделся Новалису и греческий дух, дух безмятежности и гармонии. Но только христианству удалось исполнить эту гармонию, осмыслив смерть. В одном из «Гимнов к ночи» он говорит словами рапсода, пришедшего из Греции: «С далекого брега, рожденный под благостным небом Эллады, пришел певец в Палестину отдать свое сердце юноше чудотворящему». Сама «ночь» символизирует, в пику «свету» просветителей, Абсолют (вспомним теневые образы мистической философии). Но и крест — «несгораемый триумфальный стяг рода человеческого» — символ победы над смертью. Лишь он, по мнению Новалиса, может поддержать нас в страдании и мучительной борьбе с жизненными невзгодами.
История философии. Энциклопедия
НОВАЛИС, (Novalis) (настоящие имя и фамилия - Фридрих фон Харденберг (von Haardenberg) (1772- 1801) - немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были опубликованы после его смерти Шлегелем и Л. Тиком в журнале "Атеней". Главные произведения Н.: поэтически-философские "Фрагменты" (1802), "Христианство или Европа" (1799, опубликовано 1826), лирические циклы "Гимны к ночи" (1801), "Духовные песни", роман-миф "Генрих фон Офтердинген", повесть "Ученики в Саисе" и др. Взгляды Н. формировались под влиянием "Наукоучения" Фихте и немецких мистиков, особенно Беме. Н. воспел поэта и поэзию как самую глубокую и изначальную силу жизни. В противоположность миру материальных отношений между людьми Н. выдвигает духовный принцип бытия, который проявляется в сердечности и искренности человеческих отношений, в бескорыстной, одухотворенной, самоотверженной любви человека к человеку. Любовь, согласно Н., есть идеал, она способна объединять людей, давать жизни духовное содержание, преобразовывать мир. Современный мир, лишенный идеала, лишен и любви, - он недостоин человека, неистинен, ущербен и несовершенен. Н. пишет о глубокой неудовлетворенности действительностью, о "людях плоти", которые торжествуют, крепко стоят на ногах, пользуясь всеми реальными наслаждениями и благами, в то время как презирающие их романтики терпят поражение, и им не остается ничего другого, как оплакивать несовершенства жизни. Романтическое раздвоение мира на материальный и духовный отражается, по Н., в раздвоенности души, в разорванности сознания, пагубных для личности. Отсутствие гармонии с действительностью неизбежно ведет к отсутствию в человеке гармонии с самим собой, становится постоянным источником мучений. Выход Н. видит либо в уходе от действительности в мир книг, искусства, в природу; в создании идеальных фантастических миров; либо в примирении с действительностью, что равносильно гибели; либо в идеализации прошлого: средневековья, которое сквозь призму романтического идеала наполнено светом и идиллией, а также первобытной эпохи, не знающей противоречия личности и окружающей среды. Н. противопоставляет рационализму Просвещения культ чувства и творческого экстаза поэта, который понимает природу глубже, чем ученый, благодаря душевной чуткости и стремлению к красоте. Воспринимая природу, человек наделяет ее собственными свойствами, находит в ней отклик на свои душевные состояния, однако воспринимая природу, он познает лишь самого себя: когда человек добирается до сокровенной сути вещей и срывает покрывало с тайны мира, то находит там лишь самого себя. Произведение искусства, созданное творцом, живет, по Н., своей жизнью, оно неодинаково воспринимается и интерпретируется людьми, которые живут в разных странах и временах, в силу чего его содержание, обретая новые смыслы, может оказаться значительнее и богаче субъективных замыслов художника. Поэтому возможности искусства неограничены, оно способно преобразовывать общество и природу. Н. считает, что слово неадекватно миру и поэтому внутреннее "я" личности принципиально бесконечно, универсально, неисчерпаемо, неповторимо, что размывает границы между противоположностями и их взаимопереходом. Это приводит к эстетической игре противоположностями - добром и злом, истиной и заблуждением, свободой и необходимостью, реальным и фантастическим, возвышенным и прозаическим, разумным и алогичным, а также к возможности стереоскопического синтеза в ткани художественного произведения различных аллегорических рядов в рамках философского мифотворчества (см. София). В последние годы творчества романтизм у Н. уступает место христианству, которое, по мнению Н., способно духовно объединять людей.
И. К. Игнатьева
История философии. Грицианов
(Novalis) (настоящие имя и фамилия — Фридрих фон Харденберг (von Haardenberg) (1772— 1801) — немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были опубликованы после его смерти Шлегелем и Л. Тиком в журнале ‘Атеней’. Главные произведения Н.: поэтически-философские ‘Фрагменты’ (1802), ‘Христианство или Европа’ (1799, опубликовано 1826), лирические циклы ‘Гимны к ночи’ (1801), ‘Духовные песни’, роман-миф ‘Генрих фон Офтердинген’, повесть ‘Ученики в Саисе’ и др. Взгляды Н. формировались под влиянием ‘Наукоучения’ Фихте и немецких мистиков, особенно Беме. Н. воспел поэта и поэзию как самую глубокую и изначальную силу жизни. В противоположность миру материальных отношений между людьми Н. выдвигает духовный принцип бытия, который проявляется в сердечности и искренности человеческих отношений, в бескорыстной, одухотворенной, самоотверженной любви человека к человеку. Любовь, согласно Н., есть идеал, она способна объединять людей, давать жизни духовное содержание, преобразовывать мир. Современный мир, лишенный идеала, лишен и любви, — он недостоин человека, неистинен, ущербен и несовершенен. Н. пишет о глубокой неудовлетворенности действительностью, о ‘людях плоти’, которые торжествуют, крепко стоят на ногах, пользуясь всеми реальными наслаждениями и благами, в то время как презирающие их романтики терпят поражение, и им не остается ничего другого, как оплакивать несовершенства жизни. Романтическое раздвоение мира на материальный и духовный отражается, по Н., в раздвоенности души, в разорванности сознания, пагубных для личности. Отсутствие гармонии с действительностью неизбежно ведет к отсутствию в человеке гармонии с самим собой, становится постоянным источником мучений. Выход Н. видит либо в уходе от действительности в мир книг, искусства, в природу; в создании идеальных фантастических миров; либо в примирении с действительностью, что равносильно гибели; либо в идеализации прошлого: средневековья, которое сквозь призму романтического идеала наполнено светом и идиллией, а также первобытной эпохи, не знающей противоречия личности и окружающей среды. Н. противопоставляет рационализму Просвещения культ чувства и творческого экстаза поэта, который понимает природу глубже, чем ученый, благодаря душевной чуткости и стремлению к красоте. Воспринимая природу, человек наделяет ее собственными свойствами, находит в ней отклик на свои душевные состояния, однако воспринимая природу, он познает лишь самого себя: когда человек добирается до сокровенной сути вещей и срывает покрывало с тайны мира, то находит там лишь самого себя. Произведение искусства, созданное творцом, живет, по Н., своей жизнью, оно неодинаково воспринимается и интерпретируется людьми, которые живут в разных странах и временах, в силу чего его содержание, обретая новые смыслы, может оказаться значительнее и богаче субъективных замыслов художника. Поэтому возможности искусства неограничены, оно способно преобразовывать общество и природу. Н. считает, что слово неадекватно миру и поэтому внутреннее ‘я’ личности принципиально бесконечно, универсально, неисчерпаемо, неповторимо, что размывает границы между противоположностями и их взаимопереходом. Это приводит к эстетической игре противоположностями — добром и злом, истиной и заблуждением, свободой и необходимостью, реальным и фантастическим, возвышенным и прозаическим, разумным и алогичным, а также к возможности стереоскопического синтеза в ткани художественного произведения различных аллегорических рядов в рамках философского мифотворчества (см. София). В последние годы творчества романтизм у Н. уступает место христианству, которое, по мнению Н., способно духовно объединять людей.
Новый философский словарь
(Novalis)
(настоящие имя и фамилия - Фридрих фон Харденберг (von Haardcnbcrg) (1772-1801) - немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были опубликованы после его смерти Шлегелем и Л. Тиком в журнале "Атеней". Главные произведения Н.: поэтически-философские "Фрагменты" (1802), "Христианство или Европа" (1799, опубликовано 1826), лирические циклы "Гимны к ночи" (1801), "Духовные песни", роман-миф "Генрих фон Офтердинген", повесть "Ученики в Саисе" и др. Взгляды Н. формировались под влиянием "Наукоучения" Фихте и немецких мистиков, особенно Беме. Н. воспел поэта и поэзию как самую глубокую и изначальную силу жизни. В противоположность миру материальных отношений между людьми Н. выдвигает духовный принцип бытия, который проявляется в сердечности и искренности человеческих отношений, в бескорыстной, одухотворенной, самоотверженной любви человека к человеку. Любовь, согласно Н., есть идеал, она способна объединять людей, давать жизни духовное содержание, преобразовывать мир. Современный мир, лишенный идеала, лишен и любви, - он недостоин человека, неистинен, ущербен и несовершенен. Н. пишет о глубокой неудовлетворенности действительностью, о "людях плоти", которые торжествуют, крепко стоят на ногах, пользуясь всеми реальными наслаждениями и благами, в то время как презирающие их романтики терпят поражение, и им не остается ничего другого, как оплакивать несовершенства жизни. Романтическое раздвоение мира на материальный и духовный отражается, по Н., в раздвоенности души, в разорванности сознания, пагубных для личности. Отсутствие гармонии с действительностью неизбежно ведет к отсутствию в человеке гармонии с самим собой, становится постоянным источником мучений. Выход Н. видит либо в уходе от действительности в мир книг, искусства, в природу; в создании идеальных фантастических миров; либо в примирении с действительностью, что равносильно гибели; либо в идеализации прошлого: средневековья, которое сквозь призму романтического идеала наполнено светом и идилией, а также первобытной эпохи, не знающей противоречия личности и окружающей среды. Н. противопоставляет рационализму Просвещения культ чувства и творческого экстаза поэта, который понимает природу глубже, чем ученый, благодаря душевной чуткости и стремлению к красоте. Воспринимая природу, человек наделяет ее собственными свойствами, находит в ней отклик на свои душевные состояния, однако, воспринимая природу, он познает лишь самого себя: когда человек добирается до сокровенной сути вещей и срывает покрывало с тайны мира, то находит там лишь самого себя. Произведение искусства, созданное творцом, живет, по Н., своей жизнью, оно неодинаково воспринимается и интерпретируется людьми, которые живут в разных странах и временах, в силу чего его содержание, обретая новые смыслы, может оказаться значительнее и богаче субъективных замыслов художника. Поэтому возможности искусства неограничены, оно способно преобразовывать общество и природу. Н. считает, что слово неадекватно миру и поэтому внутреннее "я" личности принципиально бесконечно, универсально, неисчерпаемо, неповторимо, что размывает границы между противоположностями и их взаимопереходом. Это приводит к эстетической игре противоположностями - добром и злом, истиной и заблуждением, свободой и необходимостью, реальным и фантастическим, возвышенным и прозаическим, разумным и алогичным, а также к возможности стереоскопического синтеза в ткани художественного произведения различных аллегорических рядов в рамках философского мифотворчества (см. София). В последние годы творчества романтизм у Н. уступает место христианству, которое, по мнению П., способно духовно объединять людей.
И. К. Игнатьева
Философский энциклопедический словарь
НОВАЛИС (Novalis), псевдоним Фридриха фон Гарденберга (род. 2 мая 1772, Обервидерштедт, близ Геттинштедта, Саксония – ум. 25 марта 1801, Вайсенфельс) – нем. поэт и философ. Во «Фрагментах» (1802) на основе романтики и христианства Новалис пытался обосновать философию «магического идеализма», проповедующую полярность, динамическое равновесие реальности, идеи и фантазии в каждом человеке и равновесие между человеком и миром. Отдельные произв. Новалиса изданы в рус. пер.: «Фрагменты», 1914; «Ученики в Саисе» в сб. «Нем. романтическая повесть», т. 1, 1935.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Novalis) [псевд.; наст. имя и фам.—Фридрих фон Харденберг (Hardenberg)] (2.5.1772, Видерштедт, ок. Мансфельда,—25.3.1801, Вайсенфельс), нем. поэт и философ, представитель раннего романтизма в Германии (круг т. н. йенских романтиков). Как Ф. Шлегель и Шеллинг, первоначально испытал влияние «Наукоучения» Фихте, однако фихтевскую субъективную диалектику сознания Н. трансформировал в объективно-идеалистич. диалектику природы. Её осн. тезис — утверждение дискретности мира и одновременно нерасчленённости его стихийной подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое. Специфическим для Н. является представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из которых один выступает как обозначение другого, что ведёт к возможности всеобщего перехода, экстатич. игре сущностей и имён (ввиду этого Н. называл свою философию «магич. идеализмом»).
        Человек как микрокосм, преодолевая внутр. разобщение, должен стремиться к единству; ум, рассудок, фантазия суть отд. функции скрытого в глубине «Я», недоступного для языка слов (влияние нем. мистики, особенно Бёме). «Я» и мир тоже подлежат конечному соединению в процессе их взаимопроникновения, интуитивного «вчувствования» индивида в объект познания, что с наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творч. акта. Искусство как высшая сфера духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии; к этому Н. стремился в своём творчестве, в частности при разработке поэтически-филос. жанра фрагмента. В лирич. цикле «Гимны к ночи» («Hymnen an die Nacht», 1800) в аллегорич. форме утверждается превосходство бесконечного небытия над конечной жизнью.
        В поисках обществ. идеала Н. обращался к ср. векам, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и «заботу» об индивиде; в ср.век. Европе усматривал прообраз идеального государства будущего по контрасту с современным ему бурж. обществом («Христианство и Европа», 1799, опубл. 1826).
        Schriften, hrsg. v. P. .Kluckhohn und R. Samuel, Bd l — , Stuttg., 19773—; в рус. пор.— Фрагменты, М., 1914; Ученики в Синее, в сб.: Не:«, романтич. повесть, т. 1, М.— Л., 1935.
        Беpковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Haerlng Tli., Novalis als Philosoph, stuttg., 1954; Ritter H., Der unbekannte Novalis, Gott., 1967.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НОВАЛИС


будет выглядеть так: Что такое НОВАЛИС