|
|
|
|
|
РУАНДА-УРУНДИ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Ruanda-Urundi)
название находившейся под управлением Бельгии мандатной территории Лиги Наций в 1922—46, позже (в 1946—1962) подопечной территории ООН. 1 июля 1962 (после решения ООН от 27 июня 1962 о прекращении соглашения об опеке над Р.-У.) на территории Р.-У. образовались независимые государства Бурунди и Руанда.
|
Мультимедийная энциклопедия |
административно-территориальная единица в Восточной Африке,
просуществовавшая с 1885 по 1962. С 15 в. на этой территории находились
два африканских королевства - Руанда и Урунди. В 1885 по решению
Берлинской конференции, созванной для решения вопроса о разделе
Тропической Африки, эти государства вошли в состав колонии Германская
Восточная Африка, и это объединение получило название Руанда-Урунди. В
1897 немцы установили контроль над всей территорией своего нового
владения. В 1916 Руанда-Урунди была захвачена бельгийскими войсками. По
окончании Первой мировой войны Руанда-Урунди получила статус подмандатной
территории Лиги наций под управлением Бельгии, а после Второй мировой
войны - статус подопечной территории ООН под управлением Бельгии. В
соответствии с решением ООН о ликвидации бельгийской опеки над Руандой-
Урунди 1 июля 1962 на ее территории были образованы два независимых
государства, которые получили название Руанда и Бурунди.
Состав населения и социальная структура. Из исторических данных следует,
что между Руандой и Бурунди никогда не существовали близкие отношения, и
межнациональные браки заключались редко. Однако этническая и социальная
структуры Руанды и Бурунди в значительной степени сходны. В них проживали
три народа - тутси (батутси или ватутси), хуту (бахуту) и пигмеи тва
(батва), которые различались между собой по физическому облику, образу
жизни, а также социальному и политическому статусу. Тутси составляли 15%
общей численности населения (от 3 до 30% в различных районах), хуту - 84%
и тва - 1%.
Немногочисленные тва проживают преимущественно в лесных районах, занимаясь
охотой и сбором дикорастущих плодов. Небольшая часть тва отошла от
кочевого образа жизни и работает по найму у тутси в качестве гончаров,
клоунов, актеров. Основное занятие составляющих подавляющее большинство
населения хуту - земледелие, а у тутси - скотоводство. Кроме того, тутси
традиционно славятся своими качествами воинов. В традиционном обществе
скотоводство наряду с военной службой считались самыми почетными и
благородными занятиями. Издавна скот являлся символом богатства и
могущества и никогда не забивался на мясо. У скотоводов лучшей пищей
считались молоко, масло, а также кровь домашних животных.
Вероятно, коренным населением этого региона были тва. После вторжения
земледельцев-хуту тва ушли в леса. Последними пришли кочевники скотоводы-
тутси. Расселившись среди хуту, тутси постепенно установили над ними
господство: тутси переняли у хуту языки банту (киньяруанда и кирунди).
Руанда и Урунди стали централизованными королевствами феодального типа, в
основе которых лежало крепостное право. Во главе каждого из этих
государств стоял могущественный верховный правитель, мвами, который
считался владельцем всего скота и всей земли. Поначалу хуту признали
господство над собой тутси и выплачивали им дань. Позже все земли хуту
были конфискованы. Правда, хуту по-прежнему разрешалось обрабатывать свои
земли, чтобы собирать урожай для самообеспечения, но они были также
обязаны работать на своих хозяев-тутси. В конце концов сформировалась
система полной личной зависимости крестьян-хуту от господ-тутси, которая в
Руанде получила название ubuhake, а в Урунди - ubugabire. Важнейшим
элементом системы подчинения стал принудительный труд. Хозяин тутси был
патроном своих крепостных хуту, которые обязаны были поставлять своему
господину продовольствие, строить ему жилище, помогать в военное время и
т.д. Если в результате напряженного труда хуту накапливал излишки
продовольствия, тутси мог их забрать себе. Система личной зависимости в
Урунди по сравнению с Руандой была менее жесткой. Кроме того, процесс
передачи земельной собственности от хуту в пользу мвами занял
продолжительное время и в разных районах принимал различные формы.
В Руанде сложилась более организованная система централизованного
управления феодального типа, чем в Урунди. Власть на местах осуществляли
три вождя, отвечавших за сельское хозяйство, скотоводство и ведение войны.
Эти вожди являлись опорой центральной власти, представленной мвами и биру,
советом короны. Среди тутси в Урунди выделялась немногочисленная
аристократическая каста, правящий род ганва, члены которого осуществляли
всю полноту власти в своих районах. Местные правители порой бросали
серьезные вызовы верховной власти мвами. В Руанде и в Урунди тутси
опирались на армию, которая являлась весьма престижной школой для молодежи
тутси.
Доколониальная история. До сих пор не установлено, когда хуту
появились на территории Руанды-Урунди. Во всяком случае, они расселились
здесь до прихода тутси, которые связаны с хима, правящим классом
государств Межозерья от Уньоро (Буньоро) до Бухи, расположенных в
центральной и восточной частях Африки. Согласно устной традиции, тутси
происходят из королевства Китара, которое занимало обширные пространства
между оз. Альберт и р. Виктория-Нил.
Безусловно, первые тутси, или хима, появились в этом регионе еще до 15 в.
Легенды тутси рассказывают о первом короле Руанды Гиханге, который
захватил территорию нескольких королевств хима, разгромил нескольких
могущественных бахинза, королей хуту, и распространил свою власть над всем
регионом, который в настоящее время составляет территорию Руанды. Более
точные сведения появляются лишь с эпохи т.н. "исторических" королей, жизнь
и деяния которых нашли отражение в хрониках и произведениях придворных
летописцев и поэтов Руанды. История Урунди стала известна лишь благодаря
руандийским хронистам, которые рассказывали о взаимоотношениях двух
королевств.
Второй "исторический" король Руанды Сирима I и его сын Кигери I вели
продолжительные войны с последними королями хуту. В период правления 6-11-
го "исторических" королей Руанда превратилась в могущественное государство
и разгромила большинство других королевств хима, за исключением Урунди.
При Юхи III и Кигери III, 11-м и 13-м "исторических" руандийских королях,
были одержаны победы в битвах с королями Урунди. В правление Мутары II,
16-го "исторического" короля, территория Руанды обрела свои современные
очертания. Безуспешной оказалась попытка короля Кигери IV (1853-1895)
завоевать Урунди. Урундийский король Мвези IV Гисабо, правивший до 1908,
сохранил свои владения в современных государственных границах. Во время
правления короля Руанды Юхи V Мусинги и короля Урунди Мвези IV на
территории обоих королевств появились немцы. Если король Руанды быстро
признал власть Германии, то Мвези IV сопротивлялся вплоть до 1903.
Колониальный период. Первые европейские исследователи и
путешественники, появившиеся на территории Руанды-Урунди, искали истоки
Нила. В 1871 Давид Ливингстон и Г.М.Стэнли достигли оз. Танганьика
примерно в 15 км от современной Бужумбуры. В 1892 немецкий путешественник
Оскар Бауман исследовал внутренние районы Руанды-Урунди. Спустя два года
А.Гетцен во главе экспедиционного корпуса пересек Руанду с запада на
восток и первым из европейцев встретился с мвами Кигери IV. Затем
последовал ряд других важных экспедиций. Первая католическая миссия
прибыла в этот район в 1879, а в 1881 все миссионеры были убиты. В 1898-
1900 была основана постоянная католическая миссия. Деятельность
протестантских миссий началась в 1907.
Период германского господства. В 1897, через двенадцать лет после
Берлинской конференции, в Усумбуре (совр. Бужумбура) был основан
германский военный пост. В 1907 в Кигали была создана колониальная
администрация Руанды. Резидентом, или представителем генерал-губернатора
Германской Восточной Африки, который сам находился в Дар-эс-Саламе, был
назначен Рихард Кандт, автор первой содержательной книги о Руанде-Урунди
Исток Нила. В 1912 резиденция колониальной администрации Урунди была
переведена из Усумбуры в Гитегу.
Функции германской администрации сводились к поддержанию мира и
общественного порядка. Она поощряла деятельность исследовательских
экспедиций и создание новых протестантских и католических миссий. В
соответствии с принципами косвенного управления была сохранена власть
мвами. Между германскими резидентами и мвами Руанды Юхи V сложились
прекрасные отношения. Однако взаимоотношения знати и колониальных властей
в Урунди осложнялись конфликтами, которые то и дело вспыхивали между мвами
и его непокорными вассалами на местах. Деятельность германской
колониальной администрации в существенной степени способствовала изучению
страны и созданию христианских миссий, но не отразилась на традиционной
социальной структуре, сложившейся в этом регионе.
Руанда-Урунди - подмандатная территория Лиги наций под управлением
Бельгии. Во время Первой мировой войны в 1916 территория Руанды-Урунди
была захвачена бельгийскими войсками. После окончания войны решением Лиги
наций отобранные у Германии колонии были преобразованы в подмандатные
территории и переданы под управление тем государствам, войска которых их
оккупировали. В 1925 Руанда-Урунди со статусом обособленного вице-генерал-
губернаторства была объединена в административный союз с Бельгийским
Конго. В Руанде-Урунди стали действовать многие законы Бельгийского Конго,
и она стала частью единого таможенного союза, сохранив при этом статус
отдельной административной единицы с собственным бюджетом. Бельгийские
власти не только сохранили систему косвенного управления с использованием
местной знати и традиционных институтов власти тутси, но и распространили
ее на те районы, где хуту удалось избежать подчинения тутси, например в
горах северной Руанды. С другой стороны, бельгийцы строго контролировали
деятельность вождей тутси, ввели судопроизводство бельгийского образца, в
1923 запретили рабство, а в 1931 реорганизовали традиционные органы
власти. Христианские миссии создали в Руанде-Урунди систему образования,
после 1929 здесь были открыты несколько средних школ и школа по подготовке
чиновников административных кадров из африканцев. Политика модернизации
подмандатной территории во многом связана с именем вице-генерал-
губернатора Юнгерса (1931-1945).
Руанда-Урунди - подопечная территория ООН под управлением Бельгии. После
Второй мировой войны по решению ООН была создана система опеки бывших
подмандатных территорий с целью подготовки их к независимости. Однако еще
продолжительное время реальная власть оставалась в руках вице-генерал-
губернатора Руанды-Урунди, который опирался на консультативный совет, куда
входили мвами, бельгийские чиновники и назначаемые члены. Более того,
сохранилась традиционная система управления мвами, которая мирно
сосуществовала с современной администрацией Руанды и Урунди и управляющих
более мелких территориально-административных единиц. Бельгийская
администрация назначала своих чиновников на посты резидентов и
территориальных управляющих, а мвами по согласованию с бельгийцами
назначали вождей.
Социально-экономические изменения. В период существования мандатной
системы модернизация Руанды-Урунди была выгодна правящему классу. Система
косвенного управления укрепила положение мвами, а большинство учащихся
немногочисленных учебных заведений составляли тутси, которые, получив
образование, занимали важные административные посты.
С целью стимулирования товарного сельскохозяйственного производства
бельгийская администрация пошла на ликвидацию системы личного подчинения
ubuhake - ubugabire. Эти реформы было решено провести в 1954 в Руанде и в
1955 - в Урунди. Землю и скот предстояло разделить между господами тутси и
их крепостными хуту, одновременно вводился запрет на принудительный труд.
На территории Руанды реформа прошла быстро и успешно, однако в Урунди из-
за сопротивления лидеров тутси и отсутствия политической организации у
хуту реформа фактически провалилась. В Руанде хуту использовали реформы
для начала освобождения от власти тутси. Одной из составных частей этого
процесса стало создание консультативных советов на всех уровнях
административной системы. Впервые эти советы были избраны в 1956, и
составлявшие большинство населения хуту получили собственную политическую
организацию.
Другим институтом социальных изменений стали христианские миссии. В начале
своей деятельности на территории Руанды-Урунди католические миссионеры без
особого успеха пытались обратить тутси в христианство. Во время голода,
охватившего страну в начале 1920-х годов, миссии создали образцовые
хозяйства, открыли пункты медицинской помощи и распределяли продовольствие
среди голодающих. Все это позволило им завоевать огромную популярность
среди хуту. С 1922 по 1940 число обращенных в христианскую веру
увеличилось с 30,3 до 990 тыс. человек. После Второй мировой войны
христианские миссии, прежде всего католические, стремились организовать
свою деятельность таким образом, чтобы она лучше соответствовала возросшей
численности паствы (2,3 млн. человек в 1959). В Руанду-Урунди прибыли
новые миссионерские общества, которые сосредоточили свою деятельность на
народном образовании. В их ведении оказались почти все учебные заведения:
из 11 средних школ 10 принадлежали католическим миссиям. Были созданы
молодежные движения африканцев-христиан, миссии издавали местные газеты.
Из выпускников миссионерских школ образовалась прослойка образованных
хуту, которые работали в бельгийской администрации, учителями и в
миссионерских газетах. Именно образованные хуту стали политическими
лидерами своего народа. Католический иерарх, монсеньор Андре Перроден,
архиепископ Руанды, всячески поощрял зарождение новой элиты хуту, проблемы
социальной справедливости занимали центральное место в церковном
образовании. В то же время позиция католической церкви в Урунди была менее
определенной. В Урунди архиепископом был не европейский миссионер, а
местный тутси, который по сравнению с европейскими церковными иерархами
придерживался намного более консервативных взглядов.
Политические перемены. Косвенное управление в Урунди привело к
укреплению позиций мвами Мвамбутсы IV, взошедшего на трон в 1915. Но
существовала и значительная оппозиция мвами, которая была порождена
династическими спорами среди ганва, правящего рода тутси. После 1959
династические споры наложили отпечаток на процесс формирования двух
основных политических партий: Партии единства и национального прогресса,
известной также под названием Союз за национальный прогресс (УПРОНА), и
Христианско-демократической партии (ХДП). Партия УПРОНА, лидером которой
стал принц Луи Рвагасоре, один из претендентов на королевский трон,
представляла интересы правящей династии, тогда как ХДП поддерживала
демократические идеи. В январе 1961 по результатам коммунальных выборов,
проведенных в декабре 1960, было сформировано временное правительство,
пост премьер-министра в котором занял лидер ХДП Жозеф Бироли. После победы
УПРОНА на сентябрьских парламентских выборах правительство возглавил принц
Рвагасоре, который был убит 13 октября 1961. Когда стало известно, что
лидеры ХДП знали о готовившемся террористическом акте, все они были
казнены в январе 1963.
Совсем по-другому развивались события в Руанде. В 1957 был обнародован
Манифест народа хуту, в котором содержался призыв к борьбе за
освобождение, его результатом стало формирование двух политических партий.
Одна из них, Ассоциация за социальный прогресс масс (Апросома), во главе с
Жозефом Гитерой выступала в поддержку демократии, вторая - Движение за
эмансипацию хуту (Пармехуту), руководимая христианским социалистом
Грегуаром Кайибандой, оказалась более радикальной и требовала
провозглашения Руанды республикой. Две партии сформировали тутси:
Национальный союз Руанды (ЮНАР), выступающий за сохранение абсолютной
монархии и господствующего положения тутси, и Руандийский демократический
союз (Радер), выдвинувший лозунги межнационального сотрудничества и
демократизации. 25 июля 1959 умер мвами Руанды Мутара III. Совет короны
биру назвал новым мвами Кигери V, а партия ЮНАР объявила себя
"королевской" партией. Выбор совета был спорным с точки зрения
традиционного права, и партии хуту заявили о своем несогласии с решением
совета. Кампания запугивания и убийств, развязанная ЮНАР против лидеров
политических организаций хуту, а также против умеренных тутси из партии
Радер, спровоцировала хуту на восстание. Вооруженные столкновения,
продолжавшиеся вплоть до вмешательства бельгийских войск, привели к
бегству из страны большей части тутси. В 1960, после победы партий хуту на
местных выборах было сформировано временное правительство во главе с
лидером Пармехуту Кайибандой. 28 января 1961 советы округов высказались за
провозглашение Руанды республикой, а на состоявшемся 25 сентября 1961 под
наблюдением ООН референдуме по вопросу о государственном устройстве страны
75% населения высказались за ликвидацию монархии. На проведенных вслед за
этим выборах в Национальное собрание победу одержала партия Пармехуту, а
Кайибанда был избран первым президентом Руанды.
Непрекращающиеся этнические конфликты наложили отпечаток на международные
отношения как Руанды, так и Урунди. Стремясь помешать дальнейшей
эмансипации народа хуту, начиная с 1958 политические организации тутси
требовали немедленного предоставления независимости, тогда как организации
хуту предпочитали сохранение бельгийской опеки еще на какой-то срок, и
лишь сложившиеся обстоятельства вынудили их поддержать призыв о
предоставлении независимости. После июля 1960 независимая Республика Конго
во главе с президентом Патрисом Лумумбой, которому импонировала резкая
антибельгийская позиция партий тутси, выступила в поддержку этой
этнической группы. Конго, как и Уганда, предоставили свою территорию и
помощь беженцам-тутси, жертвам гражданской войны в Руанде. При обсуждении
в ООН вопроса о независимости Руанды-Урунди радикально настроенные
государства Африки и социалистические страны пытались отсрочить
предоставление независимости Руанде, требуя репатриации тутси и сохранения
Руанды и Бурунди в рамках единого государства. Однако последнее требование
было отвергнуто как хуту, так и тутси. На основании решения ООН в июне
1962 бельгийская опека над Руандой-Урунди была ликвидирована, и 1 июля
1962 были образованы два независимых государства Руанда и Бурунди.
Экономический союз, последнее, что оставалось от Руанды-Урунди, распался 1
января 1964. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: РУАНДА-УРУНДИ
будет выглядеть так: Что такое РУАНДА-УРУНДИ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|