Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТОТАЛИТАРИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от позднелат. totalitas — цельность, полнота, totalis — весь, целый, полный)
         1) одна из форм авторитарного буржуазного государства (см. Тоталитарное государство).
         2) Направление буржуазной политической мысли, оправдывающее Этатизм, Авторитаризм. Идеи о всеобъемлющем характере государства выдвигались в прошлом с определёнными оговорками некоторыми философами (Т. Гоббс — «государство — Левиафан», Гегель). Особенно широкое распространение Т. получил с развитием фашистских течений в условиях общего кризиса капитализма, став официальной идеологией фашистской Германии и Италии. В этот период понятие Т. употреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки сложившихся в этих странах режимов.
         В период «холодной войны» понятие Т. использовалось антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим государствам, которые клеветнически отождествлялись с фашистскими режимами и противопоставлялись «демократическому», «свободному» обществу. Реакционные буржуазные политики и идеологи и ныне пытаются использовать его в антикоммунистических целях.
         В современных условиях доктрина Т. дискредитирована в глазах широких масс и утратила влияние на Западе, однако обострение социальных противоречий в капиталистических странах вызывает оживление тоталитарных, неофашистских тенденций. Борьба с идеологией и практикой Т. — важнейшая задача коммунистического движения, марксистско-ленинской общественной науки.
         Лит.: Марушкин Б. И., История и политика, М., 1969; Шабад Б. А., Кризис идеологии антикоммунизма, М., 1973; Современный антикоммунизм. Политика идеология, М., 1973.
         В. О. Печатнов.
Современная Энциклопедия
ТОТАЛИТАРИЗМ (на средневековой латыни totalis - весь, целый, полный), 1) одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. - с конца 20-х гг. 20 в.). 2) Направление политической мысли, оправдывающее высшую роль государства (этатизм), авторитаризм. С 20-х гг. 20 в. тоталитаризм стал официальной идеологией фашистской Италии, Германии.
Орфографический словарь Лопатина
тоталитар`изм, тоталитар`изм, -а
Словарь Ожегова
ТОТАЛИТАР’ИЗМ, -а, муж. (книжн.). Тоталитарный режим.
Толковый словарь Ефремовой
[тоталитаризм]
м.
Одна из форм устройства авторитарного государства, характеризующаяся его полным господством над всеми сторонами жизни.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ТОТАЛИТАРИЗМ (от лат. totalis - весь, полный, целый) - англ. totalitarianism; нем. Totalitarismus. 1. Система насильственного полит, господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экон., соц., идеол., духовной и даже бытовой жизни, власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером. 2. Направление полит, мысли, оправдывающее тотальный режим (этатизм, авторитаризм). Т. был официальной идеологией фашистской Германии, Италии и др. стран.
Новый философский словарь
(лат. totalitas - цельность, полнота)
понятие, обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности. Впервые употреблено критиками режима Муссолини (Дж. Амендола и П. Гобетти) в Италии в 20-х 20 века. В научной литературе Запада вошло в обиход в конце 30-х. (В дополнительном томе "Оксфордского английского словаря", 1933 - впервые упоминается термин "тоталитарный" из журнала "Contemporary review", апрель 1928). Изначально Т. однозначно отождествлялся с общественным устройством, двумя различными версиями которого являлись фашизм и коммунизм. В идеологии Гитлера и Муссолини термин "тоталитарное государство" содержал позитивное значение. В дальнейшем понятие Т. приобрело (наряду со статусом политологического термина) мощное эмоционально-оценочное звучание. Определяющие характеристики Т.: 1) опора режима на люмпенизированные слои всех классов и социальных групп (люмпен-пролетариат, люмпен-крестьянство, люмпен-интеллигенция и т.п.); 2) наличие особого рода квазирелигиозной утопической идеологии, охватывающей все сферы жизни людей, подавляющей культурную традицию и обосновывающей (в условиях монополизации средств массовой информации) необходимость существующего режима для переустройства общества в целях создания "нового мира", "нового порядка", "преодоления кризисных явлений в политике и экономике" и т.д.; 3) целенаправленное создание и воспроизведение структур социальной мифологии для воздействия на народные массы в интересах господствующих клик; 4) монополизация власти одной политической партией, а в ней - одним лидером, объектом культа ("вождем", "дуче", "фюрером" и т.д.), либо харизматически ориентированным политическим кланом; 5) захват политической верхушкой дискреционных (не ограниченных законом) властных (экономических и политических) полномочий; 6) огосударствление и бюрократизация общества; 7) милитаризация общественной жизни; 8) опора режима на гипертрофированный аппарат тайной полиции, насилие и террор как универсальные средства внутренней и (по возможности) внешней политики; 9) постулирование возможности формирования Т. исключительно за счет кардинального разрушения ставшего, существующего мира, отрицание позитивной значимости гражданского общества и его институтов. Исследование Т. осуществлялось в трудах Аренд "Происхождение тоталитаризма" (1951), К. Фридриха и 3. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956), в антиутопии Оруэлла "1984" и др. (По Бжезинскому и Фридриху, тоталитарная диктатура - есть "автократия, основанная на современной технологии и массовой легитимизации"). К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, Советский Союз эпохи сталинизма, фашистскую Италию, КНР эпохи Мао Цзедуна и др.
А.А. Грицанов
Современная западная философия
ТОТАЛИТАРИЗМ, (от лат. totalitas - цельность, полнота) - понятие, обозначающее ряд социальных режимов XX в., в которых структура <<власти>> базировалась на однопартийной системе, всеобъемлющем контроле и насилии, насаждении единой государственной <<идеологии>> во всех сферах жизни. В политический язык термин «Т.» ввел в 20-е годы Б. Муссолини для характеристики руководимого им движения и режима. При этом он использовал идеи известного итал. философа и идеолога фашизма <<Джентиле>> о тоталитарном государстве как воплощении нравственного духа народа, о растворении индивидуальности в тотальных движениях и политических структурах. В антиутопиях Е. Замятина «Мы» (1920), О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932) тоталитарный строй описан как замкнутое рационально-технократическое общество, «расчеловечивающее» человека, превращающее его в винтик на основе психофизиологической инженерии и уничтожения морали, любви, религии, подлинного искусства и науки. С середины 30-х годов различные концепции Т. начинают распространяться в социально-философской и художественной литературе как осмысление деяний нацизма и сталинизма. А. Кёстлер, <<Ортега-и-Гассет>>, <<Мальро>>, Дж. Оруэлл, Ф. Боркенау, Н. Бердяев и другие в разной форме дали описание Т. как общества, качественно отличного от всех, которые существовали в истории. Тоталитарный режим в их концепциях слагался из следующих основных элементов: всеохватывающая идеология, обращенная не к разуму, а к инстинктам; монолитная массовая партия как носитель этой идеологии и одновременно безличная машина власти над всеми сферами жизни общества; наделяемый сверхъестественными способностями вождь; аппарат непрерывного массового террора. В послевоенное время началось систематическое исследование идеологических, политических, экономических и психологических источников и предпосылок Т. В кн. известного экономиста <<Хайека>> «Путь к рабству» (1944) генезис Т. связывался с антилиберальными и социалистическими течениями второй половины XIX в., отрицавшими абсолютную ценность личности и рассматривавшими человека как момент в движении к некой коллективной цели. В кн. <<Поппера>> «Открытое общество и его враги» (1945) фундаментом тоталитарной идеологии объявляются философские учения Гегеля и Маркса. В фундаментальном исследовании <<Арендт>> «Источники тоталитаризма» (1951) раскрывается отличие Т. от других форм государственного насилия - деспотии, тирании, диктатуры; прослеживалось превращение личности в элемент тоталитарной системы, для которого характерно сочетание слепой веры с крайним цинизмом. «Тоталитарный человек» есть атомизированный, отчужденный индивид, представитель «массы», сплачиваемый в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. В коллективном исследовании под руководством <<Адорно>> «Авторитарная личность» (1950) выявлялись общие черты людей, обнаруживающих наибольшую склонность к нацистской пропаганде. Для них характерны эрозия традиционных ценностей, отсутствие собственного Я. У подобных людей складывается «тоталитарный синдром»: невозможность самодетерминации и готовность целиком подчиниться тому, кто обещает стабильное существование.
В более широком плане Т. связывается с выходом в XX в. на политическую сцену «человека массы», описанного Ортегой-и-Гассетом в его знаменитом эссе «Восстание масс» (1930), легко подпадающего в ситуации экономических и военных потрясений под действие пропаганды национализма, антисемитизма, мифологии натурально-органического единства. Экономические истоки Т. усматриваются в стремлении пришедших к власти «вождей» решать экономические проблемы путем централизации управления и контроля над хозяйственной жизнью. Когда этот процесс разрушает рыночные механизмы самоорганизации экономики, начинается быстрое движение общества к Т. В некоторых странах, помимо других причин, Т. стал следствием «диктатуры модернизации»: правители этих обществ поставили цель провести форсированную индустриализацию и совершить экономический рывок в условиях технологического отставания, низкого уровня образования и засилия патриархальных отношений. В такой ситуации была сделана ставка на сильную власть, подавление рыночных отношений, мобилизацию народа с помощью идеологических мифов и насилия на совершение экономического чуда. Эта гонка разрушала традиционные социальные институты, вела к бюрократизации и милитаризации общества и в конечном счете заводила в тупик Т.
В. П. Филатов
Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990, № 10-12; Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М., 1992; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
Философский словарь
(лат. totalis — весь, целый, полный) — общественно-политический строй, характеризующийся всеобъемлющим деспотическим вмешательством авторитарно-бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизнь отдельных личностей. Тоталитарные черты Маркс находил в абсолютных монархиях, но особенно — в бонапартистских режимах 18 — 19 вв. (тип режима Луи Бонапарта). В 20 в. ярко выраженным воплощением Т. были различные фашистские режимы (в Германии, Италии, Чили и др.). В настоящее время понятие “Т.” используется и в марксистской литературе при рассмотрении отдельных периодов развития советского об-ва. В этом аспекте под Т. понимаются нарушение принципов социализма, засилье бюрократии, централистских, волюнтаристских и технократических методов управления, игнорирование потребностей и интересов личности. Конструктивная критика государственно-бюрократических деформаций социализма в ходе перестройки направлена прежде всего на развитие гуманных черт нашего об-ва. Социалистический плюрализм создает теоретические и политические предпосылки для развития подлинной демократии, самоуправления народа, творческого развития личности, защиты прав человека.
Философский энциклопедический словарь
ТОТАЛИТАРИЗМ (от лат. totalis целый, полный) – общественно-политический строй, который характеризуется всеобъемлющим «командным» вмешательством авторитарного государства во все сферы жизни и деятельности общества и отдельных личностей. Тоталитарный характер носят абсолютистские, бонапартистские, фашистские, социалистические режимы. Им свойственно огосударствление всех, легальных организации, неограниченные полномочия властей, запрещение демократических институтов, ликвидация прав и свобод граждан, существование, как правило, однопартийной системы, милитаризация экономики, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих. Человечество с трудом освобождалось от пут тоталитаризма; основополагающая же тенденция развития человеческой цивилизации – это эволюция к демократическому пути развития и усвоение всех ценностей демократии.
Философский энциклопедический словарь 2
        (от позднелат. totalitas — цельность, полнота, totalis — весь, целый, полный), 1) одна из форм авторитарных бурж. государств периода империализма, характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всей жизнью общества. Тоталитарным государствам и режимам свойственны огосударствление всех легальных организаций, дискреционные (законом не ограниченные) полномочия властей, запрещение демо-кратич. организаций, фактич. ликвидация конституц. прав и свобод, милитаризация обществ. жизни, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих вообще. Крайне тоталитарными государствами были фаш. Германия и Италия.
        2) Направление бурж. политич. мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. Идеи о всеобъемлющем характере государства выдвигались в прошлом с определ. оговорками некрыми философами (Гоббс, Гегель). Особенно широкое распространение Т. получил с развитием фашизма, став офиц. идеологией фаш. Германии и Италии. В этот период понятие Т. употреблялось бурж.либеральными идеологами для критич. оценки сложившихся в этих странах режимов.
        В период «холодной войны» понятие Т. использовалось антикоммунистич. пропагандой по отношению к социалистич. государствам, которые клеветнически отождествлялись с фаш. режимами и противопоставлялись «де-мократич.», «свободному» обществу. Реакц. бурж. политики и идеологи и ныне пытаются использовать его в антикоммунистич. целях.
        В совр. условиях доктрина Т. дискредитирована в глазах широких масс и утратила былое влияние, однако обострение социальных противоречий в капита-листич. странах вызывает оживление тоталитарных, неофаш. тенденций. Борьба с идеологией и практикой Т.— важнейшая задача коммунистич. движения, марксистско-ленинской обществ. науки.
Большой юридический словарь
(от ср.-век. лат. totalis -весь, целый, полный) - один из видов политического режима, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод. На место идеологического разнообразия ставится диктат одной идеологии, любое инакомыслие или оппозиционное выступление подавляется в зародыше террористическими методами. Вся государственная власть сосредоточена в руках одного лица (“вождя”), опирающегося на единственную в стране партию с военной дисциплиной. Сохраняющиеся демократические институты (парламент, выборы, референдум и др.) лишены всякого реального содержания и играют роль декорации, используемой для пропагандистских целей,
Энциклопедия Юриста
(лат. totalis - весь, целый, полный)
cм. Политический режим. '
Энциклопедия афоризмов
ТОТАЛИТАРИЗМ, ТИРАНИЯ, ДЕСПОТИЯ
см.также ВОЖДИ, ДИКТАТОРЫ, СВОБОДА - НЕСВОБОДА
Тоталитаризм стремится не к деспотическому господству над людьми, а к установлению такой системы, в которой люди совершенно не нужны.
•Ханна Арендт
Принцип тоталитаризма: «Один за всех, все - за...»
•Михаил Генин
Деспотизм - вот к чему ведет торжествующая общая воля; а чей деспотизм - одного, нескольких или всех, - это уже несущественно.
•Бенжамен Констан
Определение деспотизма: такой порядок вещей, при котором высший низок, а низший унижен.
•Никола Шамфор
Проводятся эксперименты, которые должны показать, в каких политических условиях может жить человек.
•Станислав Ежи Лец
Тоталитарное государство устанавливает не подлежащие изменению догмы и меняет их со дня на день.
•Джордж Оруэлл
Четыре драматических единства: единство времени, места, действия и морально-политическое единство.
•Станислав Ежи Лец
В условиях тирании гораздо легче действовать, чем думать.
•Ханна Арендт
Можно убить человека серпом, можно убить человека молотом. А уж если молотом и серпом...
•Станислав Ежи Лец
Большевизм и фашизм - это, конечно, борьба двух концов, а не борьба двух начал.
•Дон-Аминадо
Мы ждем, чтоб красная зараза освободила нас от
черной смерти.
•Юзеф Щепаньский, участник Варшавского восстания 1944 г.
Государство, заранее знающее даты смерти своих граждан, может вести в высшей степени плановое хозяйство.
•Станислав Ежи Лец
С крушением рабовладения человек перестал быть частной собственностью.
•Доминик Опольский
Лучше тирания банковского счета, чем тирания своих сограждан.
•Джон Кейнс
Необходимость - отговорка тиранов и предмет веры рабов.
•Уильям Питт
Единственное достоинство диктатуры: не нужно часами сидеть у приемника, чтобы узнать результаты выборов.
•Франсуа Мориак
Даже механизм диктатуры - не перпетуум мобиле.
•Станислав Ежи Лец
Деспотии гибнут из-за недостатка деспотизма, как хитрецы - из-за недостатка хитрости.
•Антуан де Ривароль
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТОТАЛИТАРИЗМ


будет выглядеть так: Что такое ТОТАЛИТАРИЗМ