Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

УИТМЕН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Whitman)
        Уолт (31.5.1819, Уэст-Хилс, Хантингтон, штат Нью-Йорк, — 26.3.1892, Камден, штат Нью-Джерси), американский поэт. Сын фермера. Был рассыльным, наборщиком, учителем, писал рассказы, статьи, стихи. В 1846 редактировал газету «Бруклин Игл» («Brooklyn Eagle»). В 1855 опубликовал книгу «Листья травы», получившую положительную оценку Г. Д. Торо и Р. У. Эмерсона. Во время Гражданской войны 1861—65 работал санитаром в госпиталях. Событиям войны посвящены сборники стихов «Барабанный бой» и «Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень» (оба 1865). В 1873 У. разбил паралич. Основные идеи «Листьев травы» связаны с учением трансцендентализма (см. Трансценденталисты); гармония Вселенной, культ дружбы, роднящей отдельные «Я» со «сверхдушой», бунт против церковной догматики, оков пуританства; однако гимн плоти наряду с пиететом У. перед наукой и техникой вызвал осуждение Эмерсона. У. часто называют поэтом мировой демократии, образ которой принимает в его поэзии планетарные масштабы. У. обличал и пороки воспеваемой демократии, исторически принявшей облик буржуазной. Его поэзию питало убеждение, что народ-творец в будущем создаст более совершенную демократию, причём не ограниченную национальными рамками. Целью своей поэзии У. считал проповедь равноправного братства всех народов. Всюду видел он внутреннюю близость явлений, своё нерасторжимое родство с людьми. Интерес к самобытному характеру и судьбе отдельного человека в творчестве У. выражен слабее, хотя он воспевает и свободу индивидуальности, утверждает духовную красоту, величие каждого отдельного человека. Важное место в поэзии У. занимает индустриальная тема: оды фабричным трубам, домнам, станкам, паровозам делают его предтечей так называемой урбанистической поэзии. Воспринимаемый во многих странах как революционный поэт (гимны итальянским, австрийским, французским повстанцам), он, однако, не шёл дальше реформистских стремлений по отношению к американской действительности. Смелый новатор, У. вводил в стихи прозаическую речь, пользовался множеством образов («каталогами»). Свободный стих без рифмы и размера он сделал податливым, гибким. Ещё при жизни У. его слава достигла Европы. В России в 1872 И. С. Тургенев перевёл несколько его стихотворений (не опубликованы). Обратил внимание на У. и Л. Н. Толстой, хотя высказывания его не всегда доброжелательны. В 1907 вышла книга «Листья травы» в переводе К. И. Чуковского. Влияние поэзии У. сказалось на стихах русских футуристов, особенно В. В. Хлебникова, отчасти на ранних стихах В. В. Маяковского.
         Соч.: The complete poetry and prose, v. 1—2, N. Y., 1948; The correspondence, v. 1—3, N. Y., 1961—64; в рус. пер.— Избр. произв. Листья травы. Проза, М., 1970.
         Лит.: Чуковский К. И., Мой Уитмен, [2 изд.], М., 1969; Мендельсон М. О., Жизнь и творчество Уитмена, 2 изд., М., 1969; Traubel Н., With Walt Whitman in Camden, v. 1—5, Carbondale (III.), 1908—1964; Masters E. L., Whitman, N. Y., 1937; Alien G., The solitary singer, N. Y., 1967; A century of Whitman criticism, Bloomington — L., [1969].
        У. Уитмен.
Литературная энциклопедия
Уот [Walt Whitman, 1819—1892] — крупнейший американский поэт. Родился в фермерской семье. Странствовал по всей Америке; был наборщиком, репортером, журналистом, учителем, плотником. В 1862—1864 Уитмен — санитар в армии северян, боровшейся против рабовладельческого Юга. По окончании войны Уитмен работал чиновником в министерстве внутренних дел. Будучи оттуда изгнан за «безнравственность» своей поэзии, перешел в министерство финансов. В 1873 Уитмена разбил паралич, приковав его в последние годы жизни к постели. Первой и основной его книгой является сборник стихов и поэм «Листья травы» [Leaves of Grass, 1855). Эта книга, идейно-художественное credo У., создавалась в эпоху чрезвычайно бурную и богатую социальными сдвигами. Она была поэтической прелюдией к гражданской войне Севера и Юга, которая расчищала пути капиталистического развития. Все это и определило демократизм американской буржуазии 50—60 гг. Творчество У. — поэта мелкобуржуазной демократии той эпохи — отражает небывалый прогресс технического могущества буржуазии, ее овладение силами природы и, вместе с тем, иллюзии американской демократии. Несмотря на критику, переходящую временами в протест, У. по существу считает американскую действительность подлинно демократической. Реализм его поэзии не исключает глубокой внутренней противоречивости его мировоззрения. У. сам не знает, куда ему звать человечество: в большие города из камня и железа или в уединение природы. От воспевания сил природы, подчиняющихся человеку, У. переходит к прославлению
500 трудового общения с космосом, поэтическому материализму. Пантеизм, приемлющий все земное, весь космос, как единое целое, характерен для У. Не чужд У. и мистицизму («Песня о себе» — Song of Myself). Мы встречаем у него попытки создания новой религии. В стихах У. переплетаются индивидуализм и коллективизм, демократизм и мистика. Принятие действительности обусловило то, что У. воспевает материальность человеческого бытия, но реализм его переходит в фетишизм вещей, стихи У. превращаются иногда в каталоги, в перечень вещей, собранных со всех уголков мира. Глашатай промышленной демократической Америки, урбанист, У. неустанно создает в своих стихах образ огромного многоликого города с его многоэтажными зданиями и шумным движением человеческих толп. Хотя героем У. является прежде всего он сам, но он не индивидуализирует своего облика, в его поэзии мало подлинно субъективной лирики, ибо в себе он изображает среднего американца, помноженного на миллионы. Слияние с коллективом «простых личностей», слияние с живой природой, вера в неустанный прогресс человеческой мысли определили полнокровный оптимизм поэзии У. У., оставаясь американцем, иногда даже не чуждый известной ограниченности, в ряде стихов и поэм возвышается до чувства «гражданина мира», разрушающего границы наций во имя братства народов. И хотя У., конечно, не был социалистом, но чувство коллективизма с такой огромной силой выражено в его поэзии, что роднит его с нашей эпохой борьбы за бесклассовое общество; такие прогрессивные идеи У., как утверждение труда и достоинства человека, живущего трудом, не могут не найти отклика в советском читателе. Стиль поэзии У. — чрезвычайно своеобразный, новаторский. Он резко противопоставляет себя старой аристократически-барской лит-ре. У. создает новый, свободный ритм стиха, без рифмы, ритм, одинаково удаленный и от обычного размеренного, разделенного на строфы, рифмованного стиха и от беспорядочной ритмики разговорной речи. Это не камерная лирика, не углубление в переживания одинокого «я», а речь, обращенная ко многим. У. отбрасывает каноны и традиции старой поэзии. Он не признает обычной поэтической лексики, предпочитая язык масс. Не только идеи У., но и его свободный стих, его поэтика оказали огромное влияние на урбанистическую французскую лирику, на «унанимизм» Жюля Ромэна, поэзию Верхарна. Созвучен У. некоторыми чертами своего творчества Маяковскому, особенно в дореволюционный период. Библиография: I. Листья травы, пер. и предисл. К. Чуковского, П., 1922; то же, нов. изд., М., 1931; Избранные стихотворения, пер. и крит.-биограф. очерк К. Чуковского, вступ. ст. А. Луначарского, М. — Л., 1932; Листья травы (Избранные стихи и поэмы), пер., ст. и примеч. К. И. Чуковского, Л., 1935. Кроме того, есть ранний неудачный перевод К. Бальмонта «Побеги травы», М., 1911. Complete writings, publ. by R. M. Bucke, T. B. Harned a. H. Traubel, 10 vls, N. Y., 1902; The Gathering of the forces, 2 vls, N. Y., 1920; W. Whitman’s workshop. A collection of unpublished ms. ed. by C. J. Furness, Cambridge, Mass., 1928; The uncollected poetry and prose, ed. by E. Halloway, 2 vls,
501 N. Y., 1932; I sit and look out, Editorial from the Brooklyn Daily Times, select. a. ed. by E. Halloway a. V. Schwarz, N. Y., 1932; W. Whitman and the Civil War, a collection of original articles and manuscripts, ed. by Ch. I. Glicksberg, Philadelphia, 1933. II. Bucke R. M., W. Whitman, Philadelphia, 1883 (авторизов биография); Burroughs J., Whitman. A Study, Boston, 1896; Donaldson T. B., W. Whitman, the man, N. Y., 1896; Schlaf J., W. Whitman, B., 1904; Binns H. B., Life of W. Whitman, L., 1905; Его же, W. Whitman and his poetry, L., 1915; Bliss P., W. Whitman: his life and work, L., 1906; Bazalgette L., W. Whitman, l’homme et son oeuvre, P., 1908; Thomson J., W. Whitman, L., 1910; Carpenter G. R., W. Whitman, N. Y., 1924; Bailey J. C., W. Whitman (English men of letters), L., 1926; Kennedy W. S., The Fight of a book for the world. A companion volume to Leaves of Grass, West Yarmouth, Mass., 1926; Catel J., W. Whitman, La naissance du poete, P., 1930. Чуковский К., У. У. и его «Листья травы», М., 1923; Уолесс Дж., У. У и мировой кризис, М. — П., 1922. III. Shay F., Bibliography of W. Whitman, N. Y., 1920; Wells C. a. Goldsmith A. F., A concise bibliography of W. Whitman, Boston, 1922. М. З.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: УИТМЕН


будет выглядеть так: Что такое УИТМЕН