Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        условное наименование широко распространённого в древнем искусстве стиля, отличительной чертой которого было изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. Возник у ряда народов в бронзовом веке, особое распространение получил в железном веке. Происхождение З. с. связано с почитанием священного зверя (см. Тотемизм), изображение которого постепенно превратилось в условный орнаментальный мотив. Древнейшие образцы З. с. известны в Египте и Месопотамии в 3-м тыс. до. н. э., в Передней Азии, Индии и Китае — во 2-м тыс. до н. э. На территории СССР древнейшие образцы З. с. известны в Закавказье и на Северном Кавказе и относятся к 3-му тыс. до н. э. Во 2-м тыс. до н. э. З. с. появляется в Поволжье, Приуралье, Средней Азии и Южной Сибири. В наиболее развитом виде З. с. выступает в скифо-сарматском искусстве Северного Причерноморья и в искусстве племён Южной Сибири 1-го тыс. до н. э. и первых веков н. э. Скифский З. с. сложился под влиянием искусства Ирана и Передней Азии, а в Причерноморье он испытал значительное влияние древнегреческого искусства. Для него характерны тонкое наблюдение природы, реалистическая передача форм животных и их движений, динамические композиции, изображающие борьбу зверей. Наиболее распространены изображения травоядных животных, хищных зверей и птиц, а также фантастических существ (грифонов). Приёмы изображений различны: гравировка по металлу и литьё, резьба по дереву и кости, аппликации из кожи и войлока; известна татуировка человеческого тела, выполненная в З. с. Реалистичность изображений сочеталась с определённой условностью: фигуры зверей располагались применительно к форме вещи, которую они украшали; животные изображались в канонических позах (скачущие, борющиеся; копытные с подогнутыми ногами; хищники — иногда свернувшимися в клубок). Прослеживаются условные приёмы и в передаче отдельных частей тела животного (глаза в виде кружков, рога — завитков, пасть — полукруга и т.д.). Иногда изображалась часть тела зверя, служившая его символом (головы, лапы, когти зверей и птиц). Встречаются изображения зверей или их частей, помещенные на изображения др. животных. В сарматском З. с. схематизация и условные черты заметно усилились, изображения часто покрывались многочисленными цветными вставками. В 1-м тыс. н. э. З. с. постепенно утратил своё значение, особенно в связи с распространением христианского искусства на З. и мусульманского на В. Однако изображения животных продолжали фигурировать в средневековом прикладном искусстве различных народов (в частности, Западной и Восточной Европы). Так, например, известны древнерусские ювелирные изделия, резьба по камню, заставки рукописных книг и т.д. с изображениями различных зверей, птиц и фантастических существ (китоврас, птица-сирин и др.).
         Лит.: Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, [2 изд.], М., 1951; Руденко С. И., Культура населения Горного Алтая в скифское время, М. — Л., 1953; Артамонов М. И., К вопросу о происхождении скифского искусства, в кн.: Сообщения Государственного Эрмитажа, Л., 1962, в. 22; Rostovtzeff М., The animal style in South Russia and China, Princeton, 1929.
        Звериный стиль. Уздечное украшение из Пазырыкского кургана. Дерево. 5—3 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.
         0219147384.tif
        Звериный стиль. Аппликация на седельной покрышке из Пазырыкского кургана. Цветной войлок. 5—3 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.
        Звериный стиль. Бляха в виде оленя из кургана у станицы Костромской. Золото. 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.
        Звериный стиль. Бляха в виде пантеры из Келермесского кургана. Золото. 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.
Современная Энциклопедия
ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ, условное название стилизованных изображений животных и частей их тела в древнем и средневековом искусстве. Преобладал в искусстве скифов, норманнов и др.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ — в древ. прикладном иск-ве и орнаментике условное назв. стиля, хар-ризующ. использованием изображ. животных. В основе его лежит свойствен. первобытно-родовому обществу почитание зверя-тотема, изображ. к-рого, утрачивая свой свящ., магич. хар-р, постепенно превращалось в условный орнамент. Уже в 3-м тыс. до н.э. иск-во египтян и шумеров создало своеобраз. образцы З. с. — фантастич. изображения птице-зверей — грифона, крылатого быка, сфинкса (лев с головой человека) и др. Во 2-м тыс. до н.э. З. с. был хар-рен для декоративн. иск-ва народов Передней Азии (хеттов), Зап. Ирана и др., оказавш. большое влияние на др.-греч. иск-во 1-го тыс. до н.э. В Индии и особенно в Китае З. с. известен с древнейших времен. Уже в эпоху бронзы (2-е тыс. до н.э.) в прикладном иск-ве Китая известно изображ. дракона. Особенное развитие З. с. в Китае получил в кон. 1-го тыс. до н.э. и в первых веках н.э. (орнаментация бронзовых зеркал, украшений, конской сбруи). Однако наибольш. развития и выразителельности З. с. достиг в скифо-сарматском декоратив. иск-ве 1-го тыс. до н.э. и первых веков н.э. Корни скифск. З. с. уходят в местное творчество предшествующей эпохи и иск-во Передней Азии, Зап. Ирана и Кавказа, но под воздействием греч. иск-ва причерномор. колоний вост. черты в нем постепенно стирались. Сюжетами З. с. скифов и близких к ним по культуре народов 1-го тыс. до н.э. и первых веков н.э. были отдельные фигуры животных (стоящие, лежащие, свернувш. клубком, скачущие, галопирующие) или части их, пары животных, сцены борьбы зверей. В обстановке разложения родового строя, утрачивая постепенно первонач. тотемич. смысл, изображаемые животные сохран. свое магич. значение; образы грифонов и др. хищников на оружии и конской сбруе как бы усиливали боевую мощь воинов и конницы.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ


будет выглядеть так: Что такое ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ